Россия (бесплатно)
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Краснодар
Москва
8 (800) 222-92-88
8 (812) 998-92-88
8 (343) 382-92-88
8 (861) 299-92-88
8 (495) 748-92-88
Телефоны в других регионах
связаться
обратный звонок
 
Необходимо ли фирме (индивидуальному предпринимателю) имеющим строительную и проектную лицензию от Минрегионразвития (ФЛЦ) и выполняющим генподрядные, генпроектные работы, а так же занимающимся исполнением функции заказчика-застройщика и технического надзора в строительстве, вступать в саморегулируемые организации (СРО в строительстве (СРОС) и СРО в проектировании (СРОИ)?

СРОС: Может ли фирма зарегистрированная в одном регионе вступать в СРО других регионов?

Вступление в СРО проектировщиков: Скиньте пожалуйста самые гуманные условия вступления в СРО проектировщиков. 2-3 примера СРО.

Лицензия КГИОП: Нужна лицензия КГИОП (реставрационная лицензия). Сколько будет она стоить? Какие сроки изготовления? И что нам для этого нужно.

СРО: Какой срок действия свидетельства о допуске к работам от саморегулируемой организации (СРО)? Ранее строительные, проектные и изыскательские лицензии выдавались на срок от 3 до 5 лет, каков порядок сейчас?

Лицензия Росохранкультуры: Какова стоимость Ваших услуг по смена бланка лицензии КГИОП (реставрационной лицензии) в связи с изменением местонахождения фирмы (юридического адреса) у фирмы которая имеет действующую лицензию с сроком действия май 2008 – май 2013 года, а так же перечень документов необходимый для внесения соответствующих изменений в бланк лицензии?

Сертификация: Сертификация ИСО для чего нужна?

Страхование СРО: Что такое коллективное страхование при вступлении в СРО? Коллективное страхование дополнительно осуществляется или достаточно только коллективного страхования и не потребуется индивидуальное страхование гражданской ответственности?

Страхование СРО: Сумма страховки зависит от количества видов деятельности?

Приобретение готовой фирмы с допуском СРО: Планирую приобрести в Москве готовую фирму с оборотом и допуском СРО в строительстве от Московского СРО, как я могу проверить что компания не имеет задолженности, а обороты реальные?

Уведомление о государственной регистрации выпуска ценных бумаг: Скажите, пожалуйста, выдавался ли в 2002 году в составе пакета документов по итогам проведения регистрации выпуска акций "Уведомление о государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска ценных бумаг"?

Лицензия на реставрацию: Почему не выдаются лицензии на реставрацию? И когда планируется возобновление лицензирования в этой сфере?

Готовая фирма с допуском СРО в кредит: Возможно, ли у Вас приобрести готовую фирму с допуском СРО в строительстве в кредит?

Приобретение готовой фирмы со строительным допуском СРО: Решили приобрести компанию с допуском СРО в строительстве, однако возникли сомнения по действительности свидетельства о допуске к работам от СРО, как проверить действительность допуска СРО?

Фирма с лицензией на реставрацию: С чем связан столь существенный рост цен на готовые фирмы с лицензиями Росохранкультуры/ готовые фирмы с лицензией Минкультуры на реставрационные виды работ?

лицензия МЧС: Владивостокской строительной компании требуется пожарная лицензия, возможно ли оформить данную лицензию в течение одного месяца?

Лицензирование: Как и где можно узнать получал ли ИП лицензию в области архитектуры (основной вид деятельности). С уважением, судебный пристав!

Я представляю строительную компанию из Украины, мы имеем в строительную лицензию в Украине, осуществляем строительные и проектные работы. Мы хотели бы выполнять указанные работы в России, возможно ли это и что для этого требуется?

Я зарегистрирована по месту жительства, в Новосибирске, у меня открыто индивидуальное предпринимательство, я планирую поменять регистрацию на Москву или Ростов-на-Дону. Что будет с моим ИП. Мне сказали, что я должна закрыть ИП в своем регионе, а по факту новой прописки, заново его открыть? Это так?

Обоснование:
Индивидуальные предприниматели подлежат регистрации в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон N 129-ФЗ) государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
 В соответствии с п. 4 ст. 22.2 Федерального закона N 129-ФЗ в случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства регистрирующий орган вносит в ЕГРИП соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.
 В силу п. 3 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации указанных лиц. Согласно порядку исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах (п. 6 ст. 6.1 НК РФ) срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом органы, указанные в п. 3 ст. 85 НК РФ, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме (п. 11 ст. 85 НК РФ).
 Абз. 5 п. 4 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ устанавливает, что в случае изменения паспортных данных и сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя регистрирующий орган обеспечивает внесение указанных сведений в соответствующий государственный реестр на основании имеющихся у такого органа сведений о паспортных данных и местах жительства физических лиц, полученных от органов, осуществляющих выдачу или замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории РФ, либо регистрацию физических лиц по месту жительства в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке, не позднее пяти рабочих дней со дня их получения.
 Таким образом с момента регистрации гражданина по новому месту жительства в срок, не превышающий 15 рабочих дней (10 рабочих дней на передачу информации из регистрирующего органа в ФНС + 5 рабочих дней на внесение изменений в государственный реестр) в ЕГРИП должны появиться сведения о новом месте жительства индивидуального предпринимателя.
 Необходимо иметь в виду, что на практике указанные сроки не всегда соблюдаются и могут быть превышены государственными органами.


Я, постоянно покупаю и продаю недвижимость (нежилую, жилую, землю), а эксплуатирую (сдаю в аренду), как ИП (я использую упрощенную систему налогообложения - доходы). Но через время, я недвижимость продаю как физическое лицо, тем самым уменьшаю налоговое бремя. Могу ли я так делать? Какие могут возникнуть проблемы с налоговой? Санкции? Практика?

Обоснование:

Согласно ч. 1 ст. 34 К РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Статья 18 ГК РФ включает в содержание правоспособности гражданина право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью. При этом гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ч. 1 ст. 23 ГК РФ) и несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст. 24 ГК РФ).

Исходя из указанных положений правовой статус индивидуального предпринимателя неотделим от правового статуса гражданина и является его неотъемлемой частью. В отличие от юридического лица, правоспособность которого возникает с момента его государственной регистрации и прекращается с внесением записи об исключении такого лица из ЕГРЮЛ, правоспособность гражданина возникает в момент рождения и прекращается смертью, при этом закон не обязывает последнего обособлять имущество, используемое для ведения предпринимательской деятельности от прочего, используемого в личных и иных целях (см. п. 4 Постановления Конституционного суда РФ от 17.12.1996 №20П).

В содержание правоспособности гражданина закон (ст. 18 ГК РФ) включает, в том числе, право иметь имущество на праве собственности и совершать любые не запрещенные законом сделки. Следовательно, наличие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя не влияет на правоотношения собственности. Эта позиция поддерживается также в Письме Минэкономразвития РФ от 15.06.2011 №ОГ-Д05-63, где отмечается следующее:

«Установленное гражданским законодательством право гражданина иметь в собственности имущество (п. 2 ст. 212 ГК РФ), приобретаемое по основаниям, перечисленным в ст. 218 ГК РФ, не обусловлено наличием или отсутствием у гражданина статуса индивидуального предпринимателя.
Кроме того, ст. 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон N 122-ФЗ) предусмотрено, что участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество, являются, в частности, собственники недвижимого имущества, к которым отнесены в том числе граждане Российской Федерации. Индивидуальные же предприниматели, исходя из толкования названной статьи, самостоятельными субъектами указанных правоотношений не являются.
То есть при регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предприниматель без образования юридического лица вступает в правоотношения, регулируемые Законом N 122-ФЗ, в качестве гражданина.
Кроме того, п. 18 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 (далее - Правила), также не предусматривает указания в данном реестре информации о наличии у физического лица статуса индивидуального предпринимателя».

Соответствующий подход подтверждается и материалами судебной практики. Так Седьмой арбитражный апелляционный суд в своем Постановлении от 23 мая 2011 года (дело №07АП-4096/2010 - №А45-28377/2009) пришел к выводу о том, что действующее законодательство не разграничивает имущество физических лиц и индивидуальных предпринимателей.


 По вине нотариуса инспекция Федеральной налоговой службы отказала в государственной регистрации юридического лица. В решении об отказе сообщается, что нотариус не предоставил идентификационный номер налогоплательщика. При этом сам нотариус заявляет, что ИНН у него нет, и якобы его вообще быть не обязательно. Помимо этого, после оформления сделки купли-продажи, заверитель по ошибке отправил документы в налоговую инспекцию не того города, что стало еще одной причиной для отказа.

Во-вторых, в случае, если у вас есть серьезные сомнения по поводу действий нотариуса, обжалуйте их в местной нотариальной палате, которая по вашему заявлению проведет проверку законности его решений. Если заключение вас не устроит, тогда, согласно статьям 33, 48, 49 Основ законодательства РФ о нотариате, вы вправе подать жалобу в районный суд по месту нахождения государственной нотариальной конторы. При этом очень важно сделать это вовремя – заявление должно быть подано в суд по месту нахождения нотариуса не позднее десяти дней со дня, когда он совершил неправомерные на ваш взгляд действия. 

В заявлении должны быть описаны решения нотариуса, которые подлежат обжалованию; данные нотариуса, который их принял; перечислены доказательства неправильности действия либо бездействия специалиста нотариальной конторы. Помимо прочего, к заявлению надо будет обязательно приложить соответствующие документы о совершении нотариальных действий либо письменный отказ нотариуса их совершить (постановление об отказе в совершении нотариального действия).

Что касается ваших дальнейших действий, то если участник сделки не может самостоятельно расписаться под договором по причине физических недостатков, в этом случае статья 45 Основ законодательства о нотариате допускает, что документ может быть подписан другим гражданином по просьбе этого лица — в его присутствии и в присутствии нотариуса. При этом причины, по которым документ не был подписан собственноручно, должны быть перечислены письменно.

Договор купли-продажи может быть подписан по доверенности представителем от имени доверителя. Доверенностью признается документ, выданный незаинтересованному в исходе дела лицу продавцом или покупателем для представления своих интересов. В числе обстоятельств для составления доверенности может быть, например, тяжелая болезнь или пребывание на значительном расстоянии от места нахождения места подписания сделки.


 У нашей организации оформлена лицензия на розничную торговлю лекарственными средствами. В будущем компания планирует занятьcя оптовыми продажами медикаментов. Может ли организация, имеющая лицензию на розничную фармдеятельность продавать лекарственные средства оптом?


Имеет ли право компания брать на подряд организацию с допуском СРО на определенный вид строительных работ, не имея собственного допуска?

 

Наша компания выполнила работы по огнезащите, на что есть советующая лицензия МЧС. Но при сдаче объекта возникли сложности – от нас требуют допуск от СРО на данный вид работ. Нужен ли на самом деле этот допуск, или заказчики не правы и достаточно лицензии?


Можно ли зарегистрировать в России интернет-СМИ иностранцу? Каким может быть участие нерезидента в учреждении информационного сайта?
Согласно российскому законодательству, возможность зарегистрировать сайт СМИ есть только у физического лица - гражданина Российской Федерации и российских компаний. Учредитель портала-иностранец может выступать лишь инвестором. При этом доля иностранного участия в капитале компаний, владеющих российскими СМИ, не должна превышать 20%. Но планка в 20% - это суммарный капитал. То есть ограничение будет действовать вне зависимости от того, принадлежит ли эта доля одному инвестору или нескольким. Правило, по понятным причинам, не работает в отношении физических лиц.

Учредить интернет-СМИ не получится юридическому лицу, в котором выполняется условие 20%-го участия нерезидента, а еще 80% принадлежит российскому ЮЛ, но оформленному на иностранца. Роскомнадзор, который уполномочен на регистрацию СМИ, будет проверять бенефициаров всей цепочки участников. И если какой-то из владельцев окажется иностранцем, в регистрации информационного сайта будет отказано.


Может ли частная охранная организация, которая зарегистрирована в одном регионе России, оказывать услуги в другом. Например, наш ЧОП зарегистрирован в Краснодарском крае. На каких условиях мы сможем работать в Крыму?

Ваша частная охранная организация при наличии соответствующей лицензии имеет право работать на всей территории России. Единственное, что вам предварительно предстоит сделать для работы в ином регионе, – пройти согласование деятельности в Центре лицензионно-разрешительной работы ГУ МВД России того субъекта, в котором Вы планируете оказывать услуги. В вашем случае – это ЦЛРР МВД по Республике Крым.

При этом не имеет значения будете ли Вы оказывать услуги силами собственной ЧОО или привлечете для этого иное охранное предприятие – субподрядчика, который зарегистрирован на территории данного субъекта. Однако ответственность за как за ваши действия, так и за действия субподрядчика будет лежать на Вас.


На каком основании возможно проведение работ по сохранению объекта культурного наследия?

Статьей 42 Федерального закона допускается в отношение памятника: проведение научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, проводимых в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

На основании пункта 1 статьи 45 указанного Федерального закона, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

Минкультуры России предоставляет государственные услуги в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

— приказ Минкультуры России от 28 июня 2012 года №683 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения»;

— приказ Минкультуры России от 13 мая 2013 года №491 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги по согласованию проектной документации по сохранению объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации».

Органы охраны субъектов Российской Федерации предоставляют вышеуказанную государственную услугу в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

— приказ Минкультуры России от 22 ноября 2013 года №1942 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия»;
— приказ Минкультуры России от 30 июля 2012 года №811 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия».

При этом, согласно пункту 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается при проведении работ по сохранению, в случае если затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, — исполнительными органами государственной власти, осуществляющими функции в области охраны объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом.


Как Федеральный закон в сфере культурного наследия регулирует деятельность в области реконструкции, капитального ремонта и нового строительства на объектах культурного наследия?
Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 №73-ФЗ не определяет понятия реконструкции, капитального ремонта и нового строительства. Более того, эти термины не применимы к объектам культурного наследия.

В соответствии с пунктом 11 статьи 45 Федерального закона, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, такие работы проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона о культурном наследии и Градостроительного кодекса Российской Федерации.


Член партнерства приложил к уведомлению о добровольном выходе из СРО (с целью перехода в другую СРО), оригинал решения учредителя и приказ о назначении директора. СРО отказала в рассмотрении документа по причине несоблюдения рекомендации СРО, согласно которой к уведомлению необходимо было приложить Устав компании и трудовой договор с ее руководителем. Соответствует ли законодательству РФ отказ СРО по указанному основанию? Какой документ подтверждает полномочия лица, подписавшего уведомление о добровольном выходе из СРО и переходе в другую СРО?
1) о намерении добровольно прекратить членство в такой саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию;
2) о сохранении членства в такой некоммерческой организации с приложением документов, предусмотренных частью 2 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ.
В п. 1 ч. 5 ст. 3.3 ФЗ № 191-ФЗ не указан перечень документов, прилагаемых к уведомлению о добровольном прекращении членства в саморегулируемой организации с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию. 
ФЗ № 191-ФЗ и Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержат правовых норм, касающихся обязательного наличия каких-либо документов в приложении к уведомлению о добровольном прекращении членства в саморегулируемой организации с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию.
На сайте Ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ) размещена рекомендованная форма Уведомления о добровольном прекращении членства в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию, в которой указано, что необходимо приложить копию документа, подтверждающего полномочие лица на подписание указанного уведомления.
Согласно сложившейся судебной практике (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.05.2011 по делу № А43-20149/2010, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2011 по делу № А21-19/2011, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.09.2011 по делу № А13-13157/2010, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.04.2010 по делу № А56-23818/2009 и другие) документом, подтверждающим полномочия генерального директора/директора, является протокол общего собрания участников (решение единственного участника), в дополнение к которому могут быть предоставлены иные документы (выписка из ЕГРЮЛ, приказ, устав организации).
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 55.5 ГрК, документы саморегулируемой организации не должны противоречить требованиям законодательства Российской Федерации. 
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО является добровольным. При этом в соответствии с п. 1 ст. 123.11 Гражданского кодекса РФ член ассоциации (союза) вправе выйти из нее по своему усмотрению в любое время. Согласно Постановлению Арбитражного суда Московского округа от 31 мая 2016 г. по делу № А40-202641/15, положения внутренних нормативных актов некоммерческого партнерства о том, что в случае наличия оснований, препятствующих выходу из состава членов некоммерческого партнерства, может быть принято решение об отказе в удовлетворении заявления о выходе из состава членов некоммерческого партнерства, противоречат нормам федерального законодательства, вследствие чего являются незаконными и не подлежат применению.
Таким образом, установление перечня документов, определяющих полномочия исполнительного органа, который вправе подписывать уведомление о выходе из СРО, противоречит законодательству РФ и сложившейся судебной практике.
Датой прекращения членства индивидуального предпринимателя или юридического лица в саморегулируемой организации является день поступления заявления члена СРО о добровольном прекращении его членства в саморегулируемую организацию либо дата, указанная в уведомлении о намерении добровольно прекратить членство, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию (согласно п.1.1. ст. 55.7 Градостроительного кодекса РФ, п. 5, 6 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ»).
Согласно позиции НОСТРОЙ по вопросу об исключении из членов СРО юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, представивших в СРО уведомление о намерении добровольно прекратить членство в такой саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую СРО, в случае неправомерных действий партнерств в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, таким ЮЛ и ИП рекомендовано незамедлительно обращаться в защиту своих прав и законных интересов в арбитражный суд по месту нахождения саморегулируемой организации, а также направить информацию о неправомерных действиях в НОСТРОЙ.


Наша компания занимается инженерно-геологическими изысканиями. Какой вид разрешений нам необходимо иметь, чтобы выполнять работу на объекте культурного наследия, - лицензию Министерства культуры или допуск саморегулируемой организации изыскателей?

Пунктом 6 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено, что к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности.

Инженерные изыскания памятников истории и культуры входят в раздел «Комплексные научные исследования» и являются одним из этапов подготовки научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Таким образом, проведение таких видов работ на объекте культурного наследия должно осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию Минкультуры, также известную как «лицензия на реставрацию».



 Можно ли оформить оптовую и розничную (аптека) фармацевтическую лицензию на индивидуального предпринимателя, если ИП – физическое лицо не имеет фармацевтического или медицинского образования? Если нет, то можно ли оформить лицензию на специалиста с профильным фармацевтическим или медицинским образованием и сертификатом о повышении квалификации, который состоит в штате ИП?

В соответствии с п. 1 ст. 52 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» субъектами осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения являются:
- организации оптовой торговли лекарственными средствами;
- аптечные организации;
- индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность;
- медицинские организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленные подразделения (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Кроме этого, статьями 54 и 55 указанного Федерального закона определено, что:
- оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами;
- розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют) антенные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Указывая на эти пункты Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, к которой мы обратились за пояснениями, резюмирует, что индивидуальный предприниматель не может являться организацией оптовой торговли лекарственными средствами. Продолжая цепочку пояснений, Росздравнадзор напомнил, что отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно статье 3 указанного ФЗ лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности.
Положение о лицензировании фармацевтической деятельности постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности».
 Условием осуществления индивидуальным фармацевтической деятельности является непосредственно его соответствие лицензионным требованиям, включая наличие специального образования, сертификата специалиста, стажа работы по специальности. Для исполнения работ, не связанных непосредственно с осуществлением лицензируемого вида деятельности, индивидуальный предприниматель может привлекать на договорной основе других работников (для охраны помещений и ценностей, осуществления погрузочно-разгрузочных работ, уборки т.д.).

Соответственно, делает вывод Федеральная служба, деятельность, на осуществление которой лицензия, должна осуществляться непосредственно предпринимателем, и действие лицензии не может быть распространено на других лиц.


Нашу организацию возглавляет человек, который не имеет фармацевтического образования. Сможет ли он выполнять обязанности директора организации оптовой торговли медикаментами? Сможем ли мы получить на фирму оптовую фармацевтическую лицензию?

Как сообщает Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), в п.п. «в» п. 4 и п.п. «и» п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081) содержится требование о наличии у руководителя соискателя лицензии (лицензиата) фармацевтического образования, стажа работы по специальности и сертификата специалиста. Соответствие этим требованиям является обязательным условием для специалистов, деятельность которых связана непосредственно с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением (заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, заведующий аптечной организацией).
Конкретно требования звучат так: у руководителя оптовой фарморганизации (за исключением медицинских организаций) должно быть высшее фармацевтическое образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет либо среднее фармацевтическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, а также сертификат специалиста.
Для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения от руководителя оптовой фирмы требуется наличие высшего или среднего фармацевтического либо высшего или среднего ветеринарного образования, стажа работы по специальности не менее 3 лет и сертификата специалиста.


Подали документы на получение лицензии на реставрацию на компанию 17.10.2017 года, в связи с принятием нового законодательства в этой области, что нам делать? Может быть отозвать подачу и перепродать по новым требованиям?
Подробная и дополнительная информация по оформлению лицензии не реставрацию в том числе с учетом последних законодательных новаций в области лицензирования реставрационной деятельности опубликована на нашем сайте в разделе Лицензия Минкультуры.