Россия (бесплатно)
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Краснодар
Москва
8 (800) 222-92-88
8 (812) 998-92-88
8 (343) 382-92-88
8 (861) 299-92-88
8 (495) 748-92-88
Телефоны в других регионах
связаться
обратный звонок
 


1 ноября начнут действовать обновленные российские стандарты СМК

В ноябре текущего года вступают в силу новые версии национальных стандартов (НС) на системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» и ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования». Соответствующее постановление подписал Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Алексей Абрамов. Напомним, в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О техническом регулировании» Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (Росстандарт), в том числе, утверждает национальные стандарты и предварительные национальные стандарты; организует экспертизу проектов нацстандартов; организует проведение мониторинга и оценки применения предварительных НС; обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики; организует официальное опубликование и распространение НС; осуществляет прочие функции.

Обновленные варианты наиболее популярных стандартов на системы менеджмента качества были разработаны Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации и представлены Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 «Системы менеджмента». Они идентичны международным стандартам ISO 9000:2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» и ISO 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования». Первый документ определяет требования к системе менеджмента качества, направленные на придание уверенности в продукции и услугах, предлагаемых организацией, и посредством этого - на повышение удовлетворенности потребителей. Второй – устанавливает основные понятия и терминологию систем менеджмента качества.

Серия стандартов ИСО 9000, как известно, затрагивает различные аспекты управления качеством. Она содержит инструкции и инструментарий для компаний, которые хотят чтобы их продукция и услуги отвечали требованиям заказчика, а их качество постоянно улучшалось. ИСО 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, ИСО 9000 содержит основные понятия и словарь, ИСО 9004 рассказывает, как сделать систему управления качеством более эффективной и работоспособной. ИСО 19011 является руководством по проведению внутреннего и внешнего аудитов систем менеджмента качества.

Создание современных вариантов стандартов, в частности, ИСО 9001 называют делом своевременным, поскольку предыдущая редакция этих стандартов была утверждена и опубликована в 2011 г.

«Теперь мы продвинулись на шаг вперед, и ISO 9001:2015 стал еще менее регламентированным, чем его предшественник, но с исходным принципом, что «результат имеет значение». Например, достигают ли технологии запланированного результата? Можно ли полагаться на систему, в которой организация способна предлагать соответствующие продукты и услуги? Говоря другими словами, ISO 9001:2015 сильно акцентирует внимание на потребности в практической деятельности, фокусируясь скорее на том, что должно быть достигнуто, нежели чем на том, как этого достигнуть. Мы достигли этого объединив процессуальный подход с риск-ориентированным мышлением и применив цикл План-Дело-Проверка-Действие на всех уровнях в организации, принимая во внимание условия, в которых работает организация», – рассказывает Найджел Крофта, председателя подкомитета ISO по пересмотру стандарта.

Разработчик российских стандартов, ВНИИ сертификации, оперативно включился адаптацию стандартов для нашей страны. В результате российские нацстандарты были опубликованы практически одновременно с международными. В работе особое внимание уделялось адекватности перевода текста на русский язык. Для этого к процессу подготовки привлекался широкий круга специалистов в области менеджмента, хорошо владеющих английским языком.

Как сообщает ВНИИС, в ободренную версию стандарта были следующие изменения: больше внимания в стандарте уделено управлению рисками и анализу среды организации; были пересмотрены требования к управлению документацией и записями; требования к совершенствованию деятельности и управлению организационными знаниями; также был исключен ряд требований, которые на текущий момент считаются традиционными.