Россия (бесплатно)
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Краснодар
Москва
8 (800) 222-92-88
8 (812) 998-92-88
8 (343) 382-92-88
8 (861) 299-92-88
8 (495) 748-92-88
Телефоны в других регионах
связаться
обратный звонок
 


Будет ли действовать лицензия на лом на всей территории России?

Можно ли работать с лицензией на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов, выданной в одном из субъектов РФ, в другом субъекте? Оказывается, не все смогут правильно ответить на этот вопрос. Не так давно в компанию ОАО «РИНФИН» за помощью в оформлении лицензии обратился предприниматель, которому понадобилось такое разрешение. Ему необходимо было осуществлять деятельность на территории ЯНАО. При нашей поддержке коммерсант получил лицензию в Ленинградской области. Через некоторое время он к нам обратился вновь с просьбой лицензию переделать, так как по его сведениям, полученным от других юристов, данное разрешение не действует в ЯНАО.

В связи с этим нами было принято решение подготовить по данному вопросу юридическое заключение. Специалисты ОАО «РИНФИН», опираясь на действующее законодательство Российской Федерации, сообщают, что при наличии лицензии на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов, выданной в одном из субъектов РФ, получать отдельные лицензии и дополнительно лицензии в каждом субъекте РФ, где ведется деятельность, не нужно.

Организация, получившая лицензию, обязана уведомить лицензирующий орган каждого субъекта РФ, где приобретает лом, о ведении соответствующей деятельности и направить заявление о переоформлении лицензии. В результате переоформления лицензии в нее будет добавлено новое место деятельности (на территории каждого субъекта РФ, где ведется деятельность по приему металла, нужно иметь оборудованный пункт приема). При этом в случае отсутствия стационарного оборудованного пункта приема металла в субъекте РФ уведомлять лицензирующий орган не нужно.

Доставка лома на хотя бы один из пунктов приема, указанных в лицензии, обязательна. Таким образом, место доставки лома и его хранения в точке, расположенной в Ленинградской области, указано в лицензии. Следовательно, оформление лицензии соответствует требованиям законодательства.

Юридическое обоснование:

Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона № 99-ФЗ, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получивший лицензию, вправе со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии, осуществлять лицензируемую деятельность:
- на всей территории РФ;
- на иных территориях под юрисдикцией РФ в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.
Таким образом, действие лицензии, выданной юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), распространяется на все адреса мест осуществления деятельности лицензиата.
При этом, согласно письму Министерства промышленности и торговли РФ «О применении нормативной правовой базы, регламентирующей оборот лома черных и цветных металлов», организация, имеющая лицензию на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, вправе приобретать лом черных и цветных металлов, транспортировать его, а также продавать его на территорию любого субъекта РФ.

Однако есть одно дополнение - оно сделано в п. 5 обозначенной статьи: деятельность, на которую лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях других субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Путем подачи уведомления инициируется процедура переоформления лицензия (на то, что при изменении адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности лицензия подлежит переоформлению, прямо указано в п. 1 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ). Причем переоформление лицензии в связи с добавлением новых адресов мест осуществления лицензионной деятельности не является получением новой лицензии (Постановление ФАС СЗО от 22.04.2013 по делу № А56-45002/2012).

Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 370 (далее - Правила обращения с ломом цветных металлов), и Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 369 (далее - Правила обращения с ломом черных металлов), предусматривают, что организация, ведущая заготовку лома, обязана иметь определенный штат работников и набор оборудования не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных и цветных металлов в пределах территории субъекта РФ. Таким образом, достаточно использовать только один адрес ( в нашем случае в Ленинградской области), указанный в лицензии.

В соответствии с п. 8 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.

Из совокупного толкования п. 8 ст. 3, ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ, п. 8(1) Правил обращения с ломом черных металлов, п. 9(1) Правил обращения с ломом цветных металлов можно сделать вывод, что необходимо оборудование хотя бы одного пункта приема лома металлов, соответствующего требованиям Правил обращения с ломом цветных металлов и Правил обращения с ломом черных металлов, внесенного в лицензию в качестве места осуществления лицензируемой деятельности, на территории каждого субъекта РФ.

Соответственно, если организация, имеющая лицензию на заготовку и реализацию лома черных, цветных металлов в одном субъекте РФ, решает организовать такую деятельность дополнительно в другом субъекте РФ, ей необходимо осуществить уведомление лицензирующего органа соответствующего субъекта РФ и приложить к уведомлению заявление о переоформлении лицензии в связи с появлением нового адреса осуществления лицензируемой деятельности. Если же стационарный пункт приема металлов в субъектах РФ отсутствует (например, используется автомашина для сбора лома), соответственно отсутствует точный адрес его нахождения. Следовательно, уведомлять лицензирующий орган не нужно.

Соблюдение Правил обращения с ломом черных металлов, Правил обращения с ломом цветных металлов является одним из лицензионных требований. При этом одним из лицензионных требований является наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления.

Таким образом, лом металлов необходимо доставлять на лицензированный пункт приема, чтобы произвести его заготовку и реализацию, не нарушая лицензионных требований. Следовательно, необходимо обуславливать доставку лома в Ленинградской области организацией экспортных поставок лома черных и цветных металлов из России, а также сотрудничеством с ПАО «Северсталь».

В силу того, что при ведении деятельности по заготовке и реализации лома металлов в разных субъектах РФ необходимо иметь в каждом из них хотя бы один пункт приема, оборудованный согласно Правилам обращения с ломом черных металлов, Правилам обращения с ломом цветных металлов, каждый из соответствующих пунктов приема включается в лицензию при переоформлении в качестве места осуществления лицензируемой деятельности. Соответственно, местами осуществления лицензируемой деятельности будут все пункты приема металла, оборудованные в каждом субъекте РФ, где ведется лицензируемая деятельность, и упомянутые в лицензии.

В качестве подтверждения своих слов прилагаем письмо Департамента металлургии, станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга России, в котором также разъясняется применение нормативной правовой базы, регламентирующей оборот лома черных и цветных металлов (Стр.1; стр.2).