Заказать обратный звонок
Поле заполнено некорректно
Поле заполнено некорректно
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Согласитесь, пожалуйста, на обработку персональных данных
Необходима консультация? Обращайся в РИНФИН
Зарегистрированные пользователи получат:
  • Бонусы и скидки на все предоставляемые услуги 10%
Зарегистрироваться
Введите email и пароль
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Согласитесь, пожалуйста, на обработку персональных данных
CAPTCHA
Восстановить Введите email и мы вышлем новый пароль
Нет аккаунта?
Зарегистрироваться
24 ноября 2009

Об использовании фирменного наименования юридического лица в рамках договора коммерческой концессии.

С момента регистрации у коммерческой организации возникает исключительное право на фирменное наименование и юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

В настоящее время действует Закон о государственной регистрации, который предполагает включение данных о зарегистрированном юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц (в том числе фирменное наименование и другие данные). Один из наиболее серьезных недостатков Закона о государственной регистрации, вызывающий практические проблемы, связанные с использованием фирменного наименования. Согласно пункту 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации фирменное наименование коммерческой организации регистрируется вместе с самой организацией. С момента регистрации у коммерческой организации возникает исключительное право на фирменное наименование и юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. И тут возникает другая проблема, а что если сама организация хочет использовать свое фирменное наименование в полной мере, т. е., например, передать другому юридическому лицу, конечно, при этом преследуя коммерческие цели. Дело в том, что сейчас в отличие от ранее действовавшего законодательства, юридические лица не имеют  права передавать свое фирменное наименование другим организациям или индивидуальным предпринимателям, запрет на предоставление другому лицу права использования фирменного наименования, предусмотренного п. 2 ст. 1474 ГК РФ, на взгляд многих юристов  является очевидным недостатком закона. Почему? Потому, что п. 2 ст. 1474 ГК РФ искусственно сужает обладателя прав на фирменное наименование на получение дополнительных доходов, расширение сферы реализации работ и услуг, т.е. вряд ли соответствуют потребностям современного предпринимательского оборота.

Что же предлагается юристами в целях устранения названных коллизий норм Гражданского кодекса РФ? Ответ неоднозначный, многие вообще не могут четко сформулировать свое мнение, а некоторые предлагают радикальные меры, например: исключить из нормы п. 2 ст. 1474 ГК РФ правило о запрете предоставления другому лицу права использования фирменного наименования; использовать нормы, предусмотренные абз. 2 ст. 1229 ГК РФ, согласно которым «правообладатель по своему усмотрению вправе разрешать или запрещать другим лицам использование результатов интеллектуальной деятельности или средствами индивидуализации». Но в п.2 той же статьи говорится о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (кроме исключительного права на фирменное наименование) может принадлежать одному лицу или нескольким лицам совместно. Исходя из этого, получается, что распоряжаться можем, а передавать нет, странно получается, фирменное наименование является интеллектуальной собственностью, а не священные ли правила собственности говорят о том, что быть собственником в полной мере, как раз и означает: владеть, пользоваться и распоряжаться, так получается, передача права не входит в смысл слова распоряжаться?

Так как распоряжение правом на фирменное наименование, прежде всего, сопряжено с самостоятельным определением судьбы объекта исключительного права, то, по нашему мнению, такой закрытый перечень форм распоряжения правом на фирменное наименование противоречит принципу свободы договора, согласно которому стороны могут заключать договор, не предусмотренный законом, но соответствующий его общим началам и смыслу. А исходя из этого допустимо заключение не только договора коммерческой концессии на использование фирменного наименования, но и иные формы распоряжения, которые законодатель в рамках исключительного права на фирменное наименование не предусмотрел.

Анна Семенова
Специально для Финансово-юридической компании АО «РИНФИН»

Поделиться
Другие новости