Россия (бесплатно)
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Краснодар
Москва
8 (800) 222-92-88
8 (812) 998-92-88
8 (343) 382-92-88
8 (861) 299-92-88
8 (495) 748-92-88
Телефоны в других регионах
связаться
обратный звонок
 

Госдума рассмотрит ФЗ об отмене лицензирования экспертизы промбезопасности

Российские законотворцы вернулись к рассмотрению идеи отмены лицензирования и введения обязательности саморегулирования в области экспертизы промышленной безопасности. Соответствующий законопроект будет рассмотрен 14 апреля Государственной Думой России. Впервые нижняя палата Парламента увидела проект ФЗ летом 2013 года.

Инициатива «О внесении изменений в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлена на внесение изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Она предполагает дополнения ФЗ нормами, регулирующими вопросы создания и деятельности саморегулируемых организаций в области проведения экспертизы промышленной безопасности, а также внесение изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части исключения из перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности.

Как отмечают инициаторы (группа депутатов), в рыночной экономике лицензирование деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности является недостаточно эффективным инструментом государственного регулирования, поскольку сдерживает развитие конкуренции, не создает стимулов к качественному выполнению работ (оказанию услуг), содержит в себе высокую степень коррупционности. В настоящее время действующая система регулирования через лицензирование уже не отвечает реальным интересам государства и бизнеса, поскольку не гарантирует требуемый уровень качества экспертизы, не несет ни правовой, ни финансовой ответственности за возможный ущерб, не способствует решению проблем, накопившихся на рынке экспертизы промышленной безопасности.

К их числу авторы относят:

1) отсутствие современной нормативной и методической базы экспертизы промышленной безопасности, учитывающей отраслевую специфику объектов экспертизы;
2) отсутствие механизмов очистки рынка от недобросовестных участников. В настоящее время на рынке экспертизы действует большое количество некомпетентных, непрофессиональных и часто мошеннических компаний и фирм;
3) отсутствие у экспертных организаций стимулов к развитию и качественному выполнению работ;
4) отсутствие действенных механизмов ответственности участников рынка экспертизы промышленной безопасности за выполнение своих обязательств перед потребителями их услуг;
5) отсутствие реального контроля за деятельностью экспертных организаций;
6) отсутствие установленного государством порядка профессиональной подготовки и аттестации экспертов;
7) все еще высокий уровень коррупции при выдаче лицензий и утверждении экспертных заключений.

«В целом же современное состояние дел на рынке экспертизы крайне негативно влияет на качество экспертизы, от которого напрямую зависит общий уровень промышленной безопасности в нашей стране, - резюмируют авторы проекта. - Дальнейшее сохранение данного положения недопустимо в условиях нарастания опасности техногенных катастроф, обусловленных старением основных производственных фондов в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, отсутствием действенных механизмов ответственности участников рынка экспертизы промышленной безопасности за выполнение своих обязательств перед потребителями их услуг», - добавляют они.

Вместе с тем, в профессиональном сообществе сформировалось мнение, что в наибольшей мере исправлению ситуации могло бы способствовать последовательное применение принципов системы саморегулирования как сорегулятора от имени государства с ее механизмом материальной ответственности субъектов рынка.

«В настоящее время статус саморегулируемых организаций в соответствии с федеральным законом «О СРО на добровольных началах получили и соответственно внесены в реестр саморегулируемых организаций в установленном порядке 19-ть некоммерческих организаций, объединяющие более 900 субъектов предпринимательской деятельности. А это почти половина от числа работающих на рынке экспертизы промышленной безопасности. Для координации их деятельности был учрежден Национальный Союз Саморегулируемых организаций в области промышленной безопасности. Так что экспертное сообщество сейчас уже формируется в рамках саморегулирования, поскольку для бизнеса гораздо важнее обеспечить современную нормативную и методическую базу по порядку проведения экспертизы промышленной безопасности, возможность повлиять на которую появляется именно с участием в системе саморегулирования», - говорится в пояснении к проекту ФЗ.

Саморегулирование называется обязательными элементом экономики, основанном на добровольном принятии экономическими агентами различного рода ограничений по отношению к собственному поведению на рынке с целью поддержания положительной репутации. Вместе с ним появляются дополнительная мотивация и «правоприменительный эффект у участников рынка в развитии стандартов определенного вида деятельности, установления эффективной системы предоставления специальной правоспособности, а присущие системе саморегулирования механизмы гарантирования материальной ответственности участников конкретного рынка перед третьими лицами, закладывают условия для исключения режима бесконтрольности в отношении членов предпринимательских сообществ".

С учетом публичной значимости деятельности в области промышленной безопасности и ее специфики предлагается предусмотреть обязательность членства участников данного рынка в саморегулируемых организациях.

Проектируемым законом предполагается создание и функционирование саморегулируемых организаций в области проведения экспертизы промышленной безопасности в соответствии с требованиями ФЗ «О СРО». Законопроект определяет особенности приобретения статуса саморегулируемых организаций в области проведения экспертизы промышленной безопасности, порядка приема в члены и деятельности таких СРО, а также организации и проведения проверок деятельности саморегулируемых организаций в области проведения экспертизы промышленной безопасности.

«Принятие законопроекта позволит реализовать на практике модель сочетания государственного регулирования с саморегулированием субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, устранить избыточное государственное регулирование, не допустить на рынок недобросовестных участников и будет способствовать созданию условий для свободы предпринимательства и повышению уровня обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов», - подчеркивают авторы.

Стоит отметить, что у представителей Госдумы к проекту ФЗ есть ряд претензий. В частности, согласно проектируемой статье 17.2. саморегулируемая организация обязана иметь компенсационный фонд в размере не менее чем двести тысяч рублей, однако экономическое обоснование такого размера фонда отсутствует. Одним из требований к некоммерческим организациям, необходимым для приобретения статуса СРО, определенных частью 1 новой статьи 172, является наличие в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее 50 юридических лиц. При этом в материалах к законопроекту не представлено обоснования указанного количества. Следует отметить, что в зависимости от специфики деятельности экспертных организаций в различных отраслях промышленности такое требование может быть чрезмерным. Федеральный закон также предлагается дополнить статьей 17.10., предусматривающей создание национальных объединений саморегулируемых организаций. При этом в проекте отсутствуют конкретные положения о правах и обязанностях указанной организации, в связи с чем депутаты хотят отправить статью на доработку.