Россия (бесплатно)
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Краснодар
Москва
8 (800) 222-92-88
8 (812) 998-92-88
8 (343) 382-92-88
8 (861) 299-92-88
8 (495) 748-92-88
Телефоны в других регионах
связаться
обратный звонок
 


Информация о лицензиатах Ростехнадзора будет использоваться в рамках системы учета радиоактивных веществ

Российское правительство утвердило Положение об организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Документ вступит в силу со следующей недели. Текущее Положение об организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (от 11.10.1997 N 1298 в ред. от 19.11.2012) будет признано утратившим силу.

Органами управления системы назначены Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление использованием атомной энергии, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В целях ее функционирования Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору будет передавать Госкорпорации и по запросу в Министерство внутренних дел информацию об организациях, получивших лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии, условиями действия которых допускается обращение с отходами и эксплуатация пунктов хранения радиоактивных веществ и отходов, и об организациях, в отношении которых приостановлено действие (аннулированы) указанных лицензий. В свою очередь, «Росатом» будет передавать Ростехнадзору перечень организаций, представивших отчеты о наличии у них объектов государственного учета и контроля.

Положение определяет порядок организации и функционирования госсистемы, обязательный для выполнения федеральными органами исполнительной власти, которые осуществляют государственное управление использованием атомной энергией и госрегулирование безопасности при использовании атомной энергии, органами исполнительной власти субъектов, информационно-аналитическими центрами и организациями - юридическими лицами, деятельность которых на территории России связана с обращением с объектами государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, и осуществлением их учета и контроля.

Согласно Положению, объектами государственного учета и контроля являются:
а) радиоактивные вещества, в том числе:
- радиоактивные вещества, находящиеся в открытых и закрытых радионуклидных источниках, содержащих радионуклиды, активность которых больше или равна минимально значимой активности или удельная активность которых больше или равна минимально значимой удельной активности, установленной федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии;
- радиоактивные вещества, содержащиеся в отработавшем ядерном топливе;
- радионуклиды, содержащиеся в выбросах и сбросах в окружающую среду;
б) радиоактивные отходы, находящиеся в том числе на радиационно загрязненных участках территорий;
в) ядерные материалы, не подлежащие учету в системе государственного учета и контроля ядерных материалов, активность которых больше или равна минимально значимой активности или удельная активность которых больше или равна минимально значимой удельной активности, установленной федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии.

Регистрация радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов осуществляется путем внесения документированных сведений в реестр радиоактивных отходов и кадастр пунктов хранения радиоактивных отходов.

Осуществление государственного учета и контроля поднадзорных объектов включает в себя измерение значений и фиксацию учетных данных о количественном и качественном составе и местоположении объектов, в том числе регистрацию радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, формирование и ведение учетных и отчетных документов, включая ведение реестра радиоактивных отходов и кадастра пунктов хранения радиоактивных отходов, а также обработку и анализ учетных и отчетных данных.

Информация об организациях, получивших лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии, а также реестр организаций-эксплуатантов радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники 4 и 5 категорий радиационной опасности, должны будут направляться Ростехнадзором в "Росатом" ежегодно, до 1 апреля.

Напомним, лицензированием деятельности в области использования атомной энергии занимается Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Оформление лицензии атомного надзора требует прохождения специальной экспертизы. Не так давно в целях повышения эффективности лицензирования данной деятельности Ростехнадзором были выпущены Методические рекомендации по вопросам организации проведения экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) видов деятельности в области использования атомной энергии в части учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и их физической защиты в процессе лицензирования. Они предназначены для работников центрального аппарата Ростехнадзора и межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора, участвующих в организации проведения экспертизы, при которой анализируются поданные для процедуры лицензирования документы, но будут весьма полезны и самим соискателям. Они помогут подготовиться к прохождению очень сложной процедуры.

Согласно документу, экспертиза считается завершенной после установления Ростехнадзором факта, что безопасность объекта использования атомной энергии и (или) лицензируемого вида деятельности в области использования атомной энергии обеспечена (не обеспечена) и с учетом результатов может быть принято решение о предоставлении (или об отказе в предоставлении) лицензии. Решение об отказе может быть принято, если в выводах экспертного заключения установлено, что безопасность ОИАЭ и (или) лицензируемого вида деятельности не обеспечена или не может быть обеспечена заявителем и (или) что документы, представленные им для получения лицензии и обосновывающие безопасность ОИАЭ и (или) лицензируемого вида деятельности, не соответствуют законодательству Российской Федерации, требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.