Россия (бесплатно)
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Краснодар
Москва
8 (800) 222-92-88
8 (812) 998-92-88
8 (343) 382-92-88
8 (861) 299-92-88
8 (495) 748-92-88
Телефоны в других регионах
связаться
обратный звонок
 


Лицензии МЧС и саморегулирование

Некоторое время назад проект федерального закона № 414451-5 «О лицензировании отдельных видов деятельности» был принят в первом чтении в Государственной Думе. На 21 декабря этого года было запланировано дальнейшее рассмотрение документа. Судя по тому, что закон последовательно продолжает реформы последних лет в сфере хозяйственной деятельности, нет никаких сомнений, что вскоре он будет одобрен. Основная интрига заключается в том, что в 2011 году в сфере пожарной безопасности будет одновременно существовать и лицензирование и саморегулирование.

Последний квартал 2010 года ознаменовался постоянно нарастающим вниманием к пожарной безопасности. После достаточно быстрого введения системы саморегулирования в строительной отрасли ни у кого уже не осталось сомнений в том, что государство готово к решительным мерам и кардинальному реформированию. События лета – многочисленные пожары – стали дополнительным поводом задуматься о качестве системы лицензирования в пожарной сфере. Беспокойство по поводу того что ситуация со срочным получением свидетельств о допусках может повториться как год назад привела к огромному спросу на вступление в НП пожарной безопасности. Новый закон озадачил предпринимателей ещё больше: теперь все окончательно запутались в том, что собственно происходит.

Согласно 9 статье законопроекта лицензированию в частности будет подлежать:

• эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов;
• деятельность по тушению пожаров;
• деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

При этом лицензии, выданные до вступления в силу настоящего Федерального закона на виды деятельности, указанные в части 1 статьи 9 ФЗ действуют бессрочно. То есть если лицензии, выданные на 5 лет, не претерпевают никаких изменений в связи с выходом нового закона, они автоматически становятся бессрочными.

Таким образом, обязательного перехода на саморегулирование в пожарной безопасности – чего так боялись многие - пока не произойдёт. Однако особых поводов для радости это никому не даёт. Процесс упрощения надзорной системы для более эффективной работы организаций становится приоритетом развития всего государства. Вследствие негативного опыта, накопленного за этот год в отношении перехода на саморегулирование новых, и тем более значимых отраслей, сделаны правильные выводы – никакой спешки. Скорее всего, ПБ ждёт плавный и постепенный переход к саморегулированию. Уже сформированы многие некоммерческие партнёрства, по достижению определённого количества участников они могут претендовать на получение статуса СРО.

Одно из главных и наиболее интересных изменений, которое произойдёт с принятием законопроекта «О лицензировании отдельных видов деятельности» - широкое внедрение цифровых технологий. С этого момента в оформлении документов лицензионными органами приоритет должен отдаваться электронным средствам связи и работе через Интернет.

По сути дела – это настоящий прорыв бюрократической системы, способствующий не только ускорению всех процессов связанных с лицензированием, но и построению прозрачной системы, которую государство сможет контролировать максимально удобным способом.

Итак, благодаря новому закону лицензирующий орган по заявлению соискателя сможет выдавать лицензии не только на бумажном носителе, но и в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью. Также лицензиат вправе направить в лицензирующий орган заявление о выдаче дубликата лицензии или копии лицензии в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

То же самое касается и переоформления лицензии - заявление может быть направлено в лицензирующий орган в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью. В этом случае лицензирующий орган по заявлению о переоформлении лицензии соискателя лицензии направляет копию описи с отметкой о дате приема указанного заявления и прилагаемых к нему документов или уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления отсутствующих документов с использованием электронной почты в информационно-коммуникационной сети общего доступа, в том числе сети Интернет, в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

Также лицензиат вправе направить в лицензирующий орган заявление о намерении прекратить осуществление лицензируемого вида деятельности в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

Лицензирующие органы будут осуществлять в электронной форме следующие процедуры лицензирования:

• формирование лицензионного дела (в виде электронного документа лицензирующего органа);
• формирование и ведение реестра лицензий (в виде выписки из реестра лицензий, копии акта лицензирующего органа о принятом решении либо справки об отсутствии запрашиваемой информации, которая выдается при отсутствии в реестре сведений о лицензиях или невозможности определения конкретного лицензиата);
• формирование и ведение информационного ресурса по вопросам лицензирования.

В соответствии с просьбой соискателя лицензии, указанной в заявлении о предоставлении лицензии, лицензирующий орган должен направить лицензию или уведомление об отказе в предоставлении лицензии в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.

Нововведения касаются и проведения мониторинга эффективности осуществления лицензирования, подготовки и представления ежегодных докладов о лицензировании, а также предоставления заинтересованным лицам информации в Интернете, где должны быть созданы официальные сайты лицензирующих органов с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Сегодня организации, работающие в сфере пожарной безопасности должны обладать соответствующими лицензиями. Но подходы меняются. Представители многих компаний уже говорят о том, что им всё чаще требуется предоставлять заказчикам услуг документы, свидетельствующие о том, что они являются членами НП ПБ. С другой стороны, когда в некоммерческие партнёрства обращаются компании, желающие стать его новыми членами, при отсутствии пожарной лицензии к ним относятся со строгим вниманием. Некоторые НП могут даже посчитать это основанием для отказа и не принять в свои ряды.

Практика правоприменения законов касающихся СРО и лицензирования из всего спектра юридических проблем хозяйственной деятельности продолжает оставаться на первом месте – нововведения весьма болезненны и туманны. Закон № 414451-5 вступит в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, за исключением некоторых статей и их пунктов касающихся новых форм электронного информационного взаимодействия. Они будут действовать уже с 1 января 2011 года.

 
Илья Ефимов Специально для Финансово-юридической компании ОАО "РИНФИН"