Россия (бесплатно)
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Краснодар
Москва
8 (800) 222-92-88
8 (812) 998-92-88
8 (343) 382-92-88
8 (861) 299-92-88
8 (495) 748-92-88
Телефоны в других регионах
связаться
обратный звонок
 


Операторам интернет-связи добавят статью КоАП и увеличат штраф за нарушение блокировки

Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству одобрил изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, касающиеся установления ответственности оператора связи (провайдера) за несвоевременную блокировку материала, включённого в реестр запрещённых сайтов. Об этом сообщает «Парламентская газета».

Законопроектом предлагается в более чем в два раза увеличить максимальные штрафы за доступ абонентов к материалам из «чёрного списка» сайтов. Если такие проступки будут неоднократными - провайдеру будет грозить отзыв лицензии.

Проект ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесён Министерством связи и массовых коммуникаций России. В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи» оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа в интернет, обязан ограничивать и возобновлять доступ к информации, распространяемой посредством интернета, в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Согласно статье 15.1 Федерального закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам, содержащим информацию, распространение которой в России запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (Единый реестр запрещённых сайтов).

Постановлением Правительства от 26 октября 2012 года №1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения этого единого реестра. На основании пункта 13 Правил перечень доменных имён, указателей страниц сайтов, а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт, доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к интернету, обновляется ежедневно. В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам. При этом в действующем законодательстве отсутствует норма, устанавливающая ответственность операторов связи за неисполнение обязанности по ограничению доступа к распространяемой в интернете информации.

Разработчики проекта отмечают, что в 2015 году в отношении операторов связи в связи с неисполнением ими обязанности по ограничению доступа к сайтам был составлен 501 протокол об административных правонарушениях. Арбитражными судами было принято 488 решений об удовлетворении требований Роскомнадзора и привлечении операторов связи к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)). Санкция указанной статьи предполагает наказание в виде предупреждения, а также штрафа от 30 до 40 тысяч рублей. Незначительные штрафные санкции не препятствуют совершению операторами связи правонарушений, кроме того, операторами связи нередко допускаются повторные правонарушения. А установленные данной статьей штрафы также не соразмерны степени социальной опасности блокируемой информации (распространение наркотических средств и психотропных веществ, порнография с участием несовершеннолетних, призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности и т.д.).

Однако и увеличение штрафов для части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в целях повышения эффективности мер по ограничению доступа к противоправной информации признается нецелесообразным, поскольку состав части 3 статьи 14.1 КоАП РФ применяется и в случаях выявления менее опасных правонарушений. Так, под действие указанной нормы также подпадают и незначительные правонарушения (например, нарушение на один день срока направления в Россвязь сведений о базе расчета обязательных отчислений).

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин, представляя на комитете законопроект, рассказал, что 80% рынка коммуникационных услуг в стране принадлежат крупным операторам связи, которые чаще всего выполняют соответствующие требования по блокировке ненадлежащего контента. 20% - небольшие операторы, которые иногда несвоевременно реагируют на такие призывы. В таком случае 5-6% контента не блокируется. Как правило, нарушители - представители малого и среднего бизнеса.

«Сейчас в КоАП есть возможность относительно небольшого штрафа и отзыва лицензии за нарушение лицензионных требований. Но отзыв лицензии, если это не злостный нарушитель, плохо влияет на развитие малого и среднего бизнеса, небольших операторов связи», - отметил Волин. Поэтому, отметил он, и поступило предложение - поднять ответственность вдвое, до 100 тысяч рублей. «Получается, что за первое нарушение будет небольшой штраф, за второе - штраф увеличивается, а если это злоумышленник, то будет отзыв лицензии», - подытожил Волин.

В целях установления эффективных мер ответственности за невыполнение требований, установленных статьями 15.1 - 15.6 Федерального закона «Об  информации, информационных технологиях и о защите информации» законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ статьей 13.32, предусматривающей ответственность за совершение административных правонарушений в случае неисполнения оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет», обязанности по ограничению и возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В случае принятия закона, неисполнение оператором связи обязанности повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического  лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.