Заказать обратный звонок
Поле заполнено некорректно
Поле заполнено некорректно
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Согласитесь, пожалуйста, на обработку персональных данных
Необходима консультация? Обращайся в РИНФИН
Зарегистрированные пользователи получат:
  • Бонусы и скидки на все предоставляемые услуги 10%
Зарегистрироваться
Введите email и пароль
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Согласитесь, пожалуйста, на обработку персональных данных
CAPTCHA
Восстановить Введите email и мы вышлем новый пароль
Нет аккаунта?
Зарегистрироваться
7 мая 2015

В лицензионных комиссиях УК теперь будут не только «удобные» участники

Верховный суд РФ вынес решение по делу об обжаловании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Речь идёт о Приказе Минстроя РФ от 28.10.2014 № 658/пр «Об утверждении методических указаний о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами».

Верховный суд РФ вынес решение по делу об обжаловании приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Речь идёт о Приказе Минстроя РФ от 28.10.2014 № 658/пр «Об утверждении методических указаний о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами».

Признать противоречащим Жилищному кодексу РФ приказ Минстроя о порядке формирования лицензионных комиссий, проводящих лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, требовала Межрегиональная общественная организация Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» (ОЗПП).

«Поводом для обращения послужили многочисленные жалобы региональных объединений потребителей, представителей которых вопреки нормам Жилищного кодекса отказываются принимать в состав лицензионных комиссий. Согласно приказу, в комиссии, лицензирующие управляющие компании, по сути могли войти только «удобные» участники – представители самих лицензируемых организаций, а участие иных заинтересованных лиц, которые могли бы осуществлять «внешний», независимый контроль, например, правозащитники, исключалось даже теоретически. Таким образом, декларировавшийся общественный контроль над лицензионными комиссиями сводился к фикции», – объясняют в общественной организации.

На предварительном заседании, которое прошло 2 апреля, в качестве привлеченного судом органа с собственной позицией выступило Министерство юстиции РФ. Представители ведомства настаивали на отмене обжалуемого приказа и сообщили, что уже направили в Минстрой соответствующее письмо. В частности, Минюст сообщил, что приказ Минстроя России от 28.10.2014 №658/пр не представлялся на государственную регистрацию, поэтому не зарегистрирован и не опубликован в установленном порядке. То есть данный приказ не влечёт правовых последствий и не служит основанием для регулирования правоотношений, на него нельзя ссылаться при разрешении споров. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 №1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» вообще не определены полномочия Минстроя РФ на утверждение рекомендуемой формы положения о Комиссии.

5 мая представители Минстроя предъявили суду подтверждение, что ведомство под давлением Общества защиты прав потребителей и Минюста вынуждено было отменить данный приказ до вынесения вердикта Верховного суда. Хотя в связи с данной отменой у Верховного суда не осталось оснований для признания отменённого приказа незаконным, дело фактически было разрешено в пользу ОЗПП. Любые ограничения для правозащитников и иных заинтересованных лиц на участие в лицензионных комиссиях на настоящий момент сняты.

«Есть надежда, что данные лицензионные комиссии станут более независимы от местных властей, а их деятельность более прозрачной для общественности», – рассчитывают в «Общественном контроле».

К сожалению, отмена приказ Минстроя несколько запоздала – юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны были получить лицензию на ее осуществление до 1 мая 2015 года.

По сведениям Министерства, в результате перехода на лицензирование более 12 тысяч управляющих компаний заявили о намерении получить разрешение, но получили ее только 11 тысяч. Таким образом, с рынка ушло около 13% участников – почти каждый восьмой. Сколько из них было дисквалифицировано по причине предвзятого отношения членов лицензионной комиссии – неизвестно.

Напомним, изменения в Жилищный кодекс РФ, в соответствии с которыми органы государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений наделены полномочиями на осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, вступили в силу с 1 сентября 2014 года. Кодекс был дополнен главой 19 «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами», которая определяет лицензионные требования; порядок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии; порядок организации и осуществления лицензионного контроля; порядок информирования органов местного самоуправления, собственников помещений в многоквартирном доме и иных заинтересованных лиц о решениях, принятых лицензионной комиссией и органом государственного жилищного надзора; аннулирование лицензии и прекращение ее действия и другие вопросы.

Наряду с изменениями в Жилищный кодекс были внесены поправки и в КоАП РФ. Он был дополнен статьей 7.23.3, предусматривающей административную ответственность за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также статьей 14.1.3, предусматривающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии. Последняя устанавливает, что за работу без разрешительного документа на должностных лиц будет наложен штраф в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от 150 тысяч до 250 тысяч рублей или дисквалификация на тот же срок; на юридических лиц - от 150 тысяч до 250 тысяч рублей.

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований станет причиной наложения штрафа на должностных лиц в размере 50-100 тысяч рублей или дисквалификации на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей – 250-300 тысяч рублей или трёхлетней дисквалификации; на юрлиц – только наложения штрафа в той же сумме.

 

Поделиться
Другие новости