Россия (бесплатно)
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Краснодар
Москва
8 (800) 222-92-88
8 (812) 998-92-88
8 (343) 382-92-88
8 (861) 299-92-88
8 (495) 748-92-88
Телефоны в других регионах
связаться
обратный звонок
 


О проблемах становления саморегулирования в России

С 1 января 2009 года лицензирование отменено в соответствии с Федеральным законом № 148-Ф3 от 22 июля 2008 года «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации». С 1 января 2010 года только свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией дает право на ведение работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Саморегулирование служит интересам повышения качества и безопасности строительства, поэтому, прежде всего оно нацелено на предотвращение причинения ущерба вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняемых участниками саморегулируемых организаций, а также на повышение качества строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Саморегулируемые организации разрабатывают и утверждают нормативные акты, касающиеся выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, стандарты СРО и правила саморегулирования. Вырабатывают принципы и способы дисциплинарного воздействия на участников саморегулируемой организации, не соответствующих необходимым для выдачи свидетельств о допуске стандартам и правилам контроля в области саморегулирования.

Соискатели на получение статуса саморегулируемой организации имеют своей целью повышение выполняемых стандартов строительства, необходимых в первую очередь заказчику и конечному потребителю строительных работ и услуг. Большое количество чиновников и строителей настроены против саморегулирования. Почему же это происходит? Чиновники утрачивают лицензирование, как область управления и источник дополнительных доходов. Исходя из аналитических исследований, объем денежных средств, поступающих коррумпированным путем, составляет около 4.5 миллиардов рублей в год, тогда как легальных средств в казну за год поступило около 100 млн. рублей. В соответствие с законом о лицензировании, стоимость лицензии составляла 1300 рублей, тогда как остальной объем денежных средств взимался под видом, так называемых консультаций и путем непосредственной продажи лицензий. Исходя из вышеизложенного совершенно понятно, что чиновники являются противниками отмены лицензий, и с надеждой смотрят на продление лицензирования. Такие чиновники понимают суть введения саморегулирования, но настроены негативно по отношению к новой системе по понятным причинам.

Строители же в виду рабочей загруженности зачастую просто не замечают всех преимуществ и особенностей новой системы. Тех, кто понимает суть новой системы прежде всего интересует, какие плюсы заключает в себе саморегулирование? Во-первых, повышается коммерческая привлекательность членов СРО в своем сегменте рынка за счет новых инструментов ответственности, таких как субсидиарная материальная ответственность участников СРО за счет создания компенсационного фонда, страхования гражданской ответственности и иных связанных с выполнением строительно-монтажных работ рисков, использования добровольной сертификации, гарантирующей надежность и качество строительства.

Во-вторых строительный рынок избавится от фирм, выигрывающих тендеры на аукционах за счет заниженных цен и покровительства чиновников, что провоцирует незавершенное строительство, плохое качество выполняемых работ и связанную с этим аварийную опасность объектов. В свою очередь члены саморегулируемых организаций за счет этого получат больше подрядов. На сегодняшний день в Хабаровском крае насчитывается около 900 строительных организаций, из них, максимум 250 способны соответствовать правилам и стандартам, они и являются потенциальными членами саморегулируемых организаций. В результате жесткой конкуренции кандидатов в члены СРО будет обеспечена большая прозрачность и ответственность участников строительного сегмента рынка.

Какие плюсы могут найти заказчики, которые должны стать наибольшими сторонниками саморегулирования? Во-первых, гарантии добросовестного и своевременного выполнения работ, обозначенных контрактом, подрядчиками, членами саморегулируемой организации, за счет особых условий ответственности, предусмотренных в рамках саморегулирования. Законы о саморегулировании позволяют добросовестным подрядчикам самостоятельно определять правила саморегулирования на своей территории. Во-вторых, в системе саморегулирования заложены инструменты, обеспечивающие за счет страхования, полную компенсацию за ущерб, нанесенный заказчику в результате недостатков работ, выполненных подрядчиком, членом саморегулируемой организации.

Повышенная ответственность за выполняемые работы закреплена Федеральными законами и включает в себя компенсационный фонд, обеспечивающий субсидиарную материальную ответственность, а также страхование гражданской ответственности, обеспечивающей условия муниципального или государственного контракта. В данный момент многие заказчики недовольны страховщиками, прибегающих к ловкой юридической интерпретации договоров страхования при наступлении страховых случаев, что позволяет им уходить от возмещения ущерба страхователю. Зная об этом, большинство саморегулируемых организаций, руководствуясь законом о саморегулировании, проводят аккредитационный конкурсный отбор страховых компаний на право гражданского страхования участников СРО, что позволяет держать страховщиков под пристальным вниманием саморегулируемых организаций.

В законах по саморегулированию, на сегодняшний день, функции застройщика и генерального подрядчика не обозначены, что делает ситуацию неопределенной. Чтобы устранить организационные недостатки и недочеты юридического порядка необходимо изменить законодательство предусмотрев данные виды саморегулируемой деятельности в перечне видов деятельности, утвержденных приказом Минрегионразвития. До внесения изменений в указанный нормативно-правовой акт саморегулируемым организациям необходимо вводить собственные условия регулирования и самостоятельно сертифицировать работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства относительно выполнения функций заказчика-застройщика и функций генерального подрядчика и генерального проектировщика. Чтобы получить право на выполнение функций застройщика и генерального подрядчика (проектировщика), согласно правилам сертификации, например, в системе «Росстройсертификации», участник саморегулируемой организации должен доказать соответствие организационно-штатной структуры, компетентного инженерно-технического состава требованиям соответствующих строительных норм и правил, государственных стандартов России. Участнику саморегулируемой организации необходимо подтвердить наличие квалифицированных и опытных специалистов по обследованию технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений, контролю качества выполняемых работ, а так же консультации по вопросам организации и технологии строительства. Исходя из вышеперечисленного, предприятие, подтвердившее свое соответствие требованиям, может осуществлять свою деятельность в качестве заказчика, генерального подрядчика и генерального проектировщика. Данная процедура позволяет строительным предприятиям самостоятельно действовать на рынке и является абсолютно добровольной, выступая рыночным инструментом повышения конкурентоспособности.

Естественно, что организации, выдающие сертификаты стандарта ISO заявляют об исключительной легитимности данных сертификатов, по сравнению с лицензией, что свидетельствует либо об их неосведомленности о содержании и требованиях стандартов семейства ИСО 9000, либо преследуют понятные интересы, рассчитанные на незнание строительной общественностью содержания этих требований. Сертификат ИСО не позволяет выполнять саморегулируемые виды деятельности, он лишь является дополнительным добровольным инструментом.

С принятием Федерального закона № 148-ФЗ саморегулируемой организации предоставлено исключительное право допуска предприятий на строительный рынок путем выдачи свидетельства о допуске с 1 января 2010 года. Саморегулируемые организации могут предусмотреть своими учредительными документами дополнительные требования к членам саморегулируемой организации , например, в качестве обязательного условия может быть предусмотрено внедрение стандарта СМК ISO в организации. Многие некоммерческие партнерства, которые находятся на стадии получения статуса СРО, в обязательном порядке предусмотрели сертификат как условие вступления в СРОС, СРОП и СРОИ. Однако стоит отметить, что данный сертификат направлен на улучшения менеджмента в промышленном секторе, и мало подходит для строительного сегмента в виду разных подходов к управлению и особенностей производства. Игнорирование таких особенностей провоцирует появление формально документированных систем менеджмента качества , чуждых обычным производственным отношениям на строительных предприятиях и, зачастую, носящих исключительно имиджевый характер, не отвечающий реальным нуждам строительных организаций. Федеральным Центром оценки строительной продукции, работ, услуг «Росстройсертификация» разработана «Методика оценки соответствия систем менеджмента качества строительных организаций требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001» (СТО-44416204-007-2005), являющаяся на сегодня уникальной методикой внедрения СМК в строительстве. Успешная проверка соответствия системы менеджмента качества по стандарту ISO 9000 доступна только стабильным высокоорганизованным предприятиям. Однако известно о представителях органов по сертификации СМК из других регионов, чересчур активно и дешево предлагающих сертификацию строительных предприятий в обход специально адаптированных методик. Широко известна практика, когда клиентов – соискателей сертификата системы ISO 9000, вводят в заблуждение, предлагая такие сертификаты, как международные, что абсолютно не соответствует действительности, так как все подобные сертификаты относятся каждый к своей национальной системе сертификации, например французской, голландской, украинской и т.д. ISO 9000 является международным стандартом, однако сертификаты по этому стандарту выдаются национальными системами сертификации. Для России ГОСТ Р ИСО 9001-2001 является сертификатом, обязательным для признания любым заказчиком на территории страны. Другое дело, авторитет и имидж, связанный с сертификатом, однако многие заказчики устали от красивых сертификатов подрядчиков - гастролеров с иностранными названиями, так как, зачастую, такие сертификаты являются липовыми и куплены по дешевке в московском метро. Чтобы застраховать себя от недобросовестности подрядчика, заказчик вправе провести аудит другой стороны, с целью выяснения ценности сертификата, обычно, чтобы понять сущность подрядчика, достаточно суточной проверки.

Качественный рост всего строительного сегмента России будет обеспечен переходом от государственного лицензирования к саморегулированию в строительстве, проектировании и инженерных исследованиях, что высвободит резервы повышения безопасности и качества в строительстве. Последние оценки позволяют предполагать, что ситуация кризиса позволит строительному бизнесу отбросить инертную наивность и стать прагматичней, активней и организованней при создании эффективного управления и самоорганизации, а саморегулирование в строительстве выступит в роли стабильной опоры и принесет несравнимую пользу.