Заказать обратный звонок
Поле заполнено некорректно
Поле заполнено некорректно
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Согласитесь, пожалуйста, на обработку персональных данных
Необходима консультация? Обращайся в РИНФИН
Зарегистрированные пользователи получат:
  • Бонусы и скидки на все предоставляемые услуги 10%
Зарегистрироваться
Введите email и пароль
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Согласитесь, пожалуйста, на обработку персональных данных
CAPTCHA
Восстановить Введите email и мы вышлем новый пароль
Нет аккаунта?
Зарегистрироваться
8 апреля 2013

Саморегулирование – «терра инкогнито»

Для многих россиян саморегулирование продолжает оставаться «терра инкогнито» - малоизвестной и малопонятной заграничной системой управления, которая упорно навязывается государством. В России, действительно, государственная заорганизованность и, мягко говоря, методы насаждения всего нового приводят к недоверию, и неприятию всего, что исходит от власти. В этом отношении весьма показательным примером является насильственное введение посадок нынешнего «второго хлеба» в XVIII веке, которые вызывали так называемые «картофельные бунты. Ничего подобного в Европе не было. До бунтов из-за саморегулирования пока еще дело не дошло, но бузят внутри саморегулируемого сообщества серьезно.

Для многих россиян саморегулирование продолжает оставаться «терра инкогнито» - малоизвестной и малопонятной заграничной системой управления, которая упорно навязывается государством. В России, действительно, государственная заорганизованность и, мягко говоря, методы насаждения всего нового приводят к недоверию, и неприятию всего, что исходит от власти. В этом отношении весьма показательным примером является насильственное введение посадок нынешнего «второго хлеба» в XVIII веке, которые вызывали так называемые «картофельные бунты. Ничего подобного в Европе не было. До бунтов из-за саморегулирования пока еще дело не дошло, но бузят внутри саморегулируемого сообщества серьезно.
Почему же задуманное благое дело пошло не так ..?
Гигантская бюрократическая государственная машина, управляющая страной, импортируя, к примеру, какую-то западную управленческую технологию, обычно забирает только название и общие очертания «конструкции», то есть ее формальную сторону, при этом в корне переделывая саму суть инновации, подгоняя ее к привычным и понятным для всех рычагам и стилю администрирования. В результате меняется вся логика и смысл данной модели, а реформаторы, разводят руками и по-черномырдински говорят «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Нынешнее российское саморегулирование - такой же малоэффективный продукт бюрократической переработки. Поэтому практика современного саморегулирования разительно отличается от теории, по которой разрабатывался механизм негосударственного регулирования бизнеса. Сравнительный анализ опыта зарубежных стран и России в деле передачи государственных функций саморегулируемым организациям показывает, что необходим, как сказал один из отцов российского саморегулирования Виктор Плескачевский «переворот в сознании, маленькая революция», чтобы преодолеть косность и коррумпированность наших чиновников, сформировать положительный и отрицательный опыт, подготовить экспертов и профессионалов для института саморегулирования. А для этого нужно время. Но поскольку саморегулирование в нашей стране насчитывает не более 4 лет, а в ряде зарубежных стран – под «сотню», то, совершенно очевидно, что нашему саморегулированию предстоит длинный и трудный эволюционный путь.
На сегодняшний день в России сформировался институт саморегулирования, основанный на двух видах некоммерческих объединений. Первый – предполагает обязательное членство в НО, второй - исключительно добровольное на основе допуска к работам, не вошедшим в классификатор.
С отменой лицензий в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий и введением института саморегулирования, государство наделило полномочиями допуска к работам профессиональные объединения в форме некоммерческих партнерств, установив для них «правила игры» и определив регистратора и контролера - Ростехнадзор.
Необходимость обязательного вступления в СРО и оформления допуска на виды работ регламентирована на законодательном уровне (ГК РФ, ст. 55.8). Это предусмотрено для организаций строительных, проектировщиков и инженеров изыскателей. В свою очередь Перечень работ (классификатор СРО), предусматривающих необходимость оформления допуска, определен Приказом Министерства регионального развития РФ (№624 от 30 декабря 2009 г.). Общий принцип, объединяющий все работы в перечне – влияние на безопасность объектов капитального строительства. Соответственно, к числу работ, для которых нет необходимости оформлять допуск, относятся любые работы, не оказывающие влияние на безопасность объекта капитального строительство (малярные, циклевочные и т.д.).
Ввиду некоторых проблем во взаимодействии исполнительных и надзорных органов, а также слабой проработки базы нормативных документов, определяющих работу механизма саморегулирования, в данной сфере наблюдается развитие сразу нескольких форм некоммерческих партнерств. Среди них есть как вполне легальные и прочно занявшие свое место на рынке СРО, так и организации, которые балансируют «на грани» ликвидации.
Главная опасность для тех, кто только входит в саморегулирование, таится в определении легальности, чистоты и прозрачности деятельности некоммерческого партнерства. Как известно, получить свидетельство о допуске можно только вступив СРО. Но как выбрать при огромном многообразии предложений правильное СРО, чтобы вы стали участником тендера или конкурса, предусматривающего выполнение работ на объектах капитального строительства, а по его результатам вас не лишили контракта из-за отсутствия полноценного допуска от саморегулируемой организации?
Претендовать на полноценный допуск можно только в том случае, если СРО соответствует целому перечню требований Градостроительного кодекса РФ. В частности, одним из ключевых требований к СРО является размер компенсационного фонда. Для каждого типа СРО кодексом определена минимальная сумма взноса в компенсационный фонд. К примеру, для строительного СРО минимальный взнос в компенсационный фонд составляет 300 000 рублей (ГК РФ, ст. 55.16), при условии страхования гражданской ответственности.
Но уже были прецеденты, когда предлагалось вступление в состав членов партнерства за гораздо меньшие, чем требует законодательство суммы. Казалось бы, весьма выгодное предложение, но вряд ли имеет смысл экономить на соблюдении требований закона. Однако риск попасть под санкции Ростехнадзора здесь имеют, в первую очередь, СРО. Но пострадают и члены саморегулируемой организации, так как надзорный орган приостановит действие выданных опальной СРО допусков. Соответственно, все члены СРО лишаются права легально работать.
Не стоит клевать на заманчивые предложения «получите допуск за один день». В рамках подобных предложений от претендента на членство в СРО требуется минимум усилий: заплатить за срочность оформления допуска 25 000-30 000 рублей, прислать заявку на вступление в СРО и копии учредительных документов компании. Между тем для получения допуска к работам согласно нормативным требованиям (ГК РФ ст. 55.5.), от компании требуется не только наличие необходимого количества инженерно-технического персонала, но и подтверждение регулярного прохождения ими курсов повышения квалификации. А также наличие у претендента в члены СРО необходимых для проведения работ технических средств, инструментов и оборудования.
Если при проверке со стороны Ростехнадзора инспекторами будет обнаружено отсутствие у саморегулируемой организации документального подтверждения соответствия членов СРО требованиям закона, партнерство может быть исключено из Реестра Ростехнадзора, а все выданные им допуски – аннулированы.
К слову, все саморегулируемые организации проверяются Ростехнадзором как на плановой основе, так и в рамках внеплановых проверок. Последние инициируются службой по заявлениям потребителей или запросам смежных инстанций. Поэтому обладателям выданных вопреки требованиям закона свидетельств о допуске остается надеяться, что выдавшая допуск СРО, в этом году не попадет под пристальный взгляд Ростехнадзора. По сути, это русская рулетка, повезло в этом году. А в следующем?
Новичкам в саморегулировании также необходимо знать, что отсутствие сведений в Реестре СРО, также грозит неприятностями. Даже если свидетельство СРО о допуске к работам выдано по всем правилам, а допуск включен в пакет документов на тендер, казалось бы, причин для беспокойства не должно быть. Однако бывают случаи, когда подрядчик не допускался к участию в аукционе только по той причине, что сведения о компании не были внесены саморегулируемой организацией в Реестр членов СРО. Причина может представляться простой - нарушение или игнорирование саморегулируемой организацией требований к срокам уведомления Ростехнадзора (ГК РФ, ст. 55.17.).
К слову, законодатель функцию ведения Реестра членов возложил на саморегулируемую организацию. Именно она должна вносить данные о каждой новой организации, которой был выдан допуск, а также обо всех организациях, исключенных по тем или иным причинам из Реестра СРО. Одновременно эти же сведения должны передаваться в Ростехнадзор. Но не все СРО по каким-то причинам делают это своевременно.
Поэтому сегодня Ростехнадзор скрупулезно занимается формированием единого Реестра. Все данные о компаниях, входящих в состав некоммерческих партнерств, публикуются Ростехнадзором в специальном Реестре членов СРО.
Проверку наличия сведений о своей компании в Реестре членов СРО можно выполнить спустя несколько дней после получения допуска. При этом будет полезно, помимо контроля наличия данных о своей компании, с помощью Реестра получить информацию и о статусе допуска подрядчика.
Если придерживаться этих немногих правил, то риски связанные с вступлением в недобросовестное СРО станут минимальными.

Поделиться
Другие новости