Россия (бесплатно)
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Краснодар
Москва
8 (800) 222-92-88
8 (812) 998-92-88
8 (343) 382-92-88
8 (861) 299-92-88
8 (495) 748-92-88
Телефоны в других регионах
связаться
обратный звонок
 


Законодательство о лицензировании: как его нарушает Ростехнадзор

Генеральная прокуратура Российской Федерации регулярно проводит проверки в территориальных подразделениях Ростехнадзора на предмет соблюдения сотрудниками законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, при исполнении функции по лицензированию отдельных видов деятельности и контролю за соблюдением лицензионных требований. Результаты, о которых рапортуют сотрудники прокуратуры, мягко говоря не утешительные. Все без исключения территориальные органы грешат при исполнении своих обязанностей.

Например, сегодня стало известно, что по представлению управления Генеральной прокуратуры наказаны 19 чиновников Ростехнадзора в Приволжском федеральном округе. Соответствующее представление руководителю Приволжского управления с требованием устранить нарушения федерального законодательства внес заместитель Генпрокурора Сергей Зайцев.

«Основанием для внесения представления послужили нарушения законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей при реализации полномочий по лицензированию отдельных видов предпринимательской деятельности. Также органы прокуратуры выявили недостатки при осуществлении ведомством контроля за соблюдением лицензионных требований, при организации государственного надзора за соблюдением предпринимателями обязательных требований в области промышленной безопасности», - уточняют в пресс-службе РТН.

Должностные лица ведомства не всегда соблюдали запланированные сроки проведения мероприятий по контролю на объектах находящихся под постоянным надзором. Чиновники Ростехнадзора допускали нарушения закона при проведении техническом расследовании причин аварий, а также при регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов. Более того, сотрудники управления, ответственными за ведение государственного реестра опасных производственных объектов, в 2015-2016 годах актуализация территориальных или ведомственных разделов реестра не проводилась.

Существенные недостатки установлены в лицензионной деятельности. К примеру, при проведении документарных выездных проверок соискателей лицензий не во всех случаях издавалось соответствующее распоряжение руководителя управления или его заместителя. Грубые нарушения допускались должностными лицами Ростехнадзора при ведении лицензионных дел. Также были выявлены факты ненадлежащего рассмотрения обращений граждан и контроля за устранением выявленных проверками нарушений.

Чуть ранее генпрокуратура рассказала о проверке в Кавказском управлении РТН. И результат оказался тем же - установлено, что ведомство не всегда реализует надлежащим образом возложенные на него полномочия. В частности, были выявлены нарушения при осуществлении лицензирования и лицензионного контроля. Предоставление и переоформления лицензий зачастую производилось в отсутствие необходимого и правильно оформленного пакета документов.

Не отвечало установленным требованиям и осуществление должностными лицами Ростехнадзора постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах чрезвычайно высокой опасности. Мероприятия по контролю проводились не систематически, с нарушением утвержденных графиков. Анализ статистических сведений показал, что на опасных производственных объектах I класса проведено лишь около половины предусмотренных мероприятий по контролю. В управлении не была налажена должная работа в части своевременного и полного получения от лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты, сведений об организации производственного контроля. Так, в Республике Ингушетия из 149 эксплуатантов отчеты предоставили лишь 4 организации, а за непредставление сведений (информации) возбуждено всего 8 дел об административных правонарушениях.

Помимо прочего, имели место факты непривлечения виновных лиц к ответственности, в том числе при обнаружении государственными инспекторами нарушений требований промышленной безопасности. В ряде случаев протоколы об административных правонарушениях составлялись с нарушением установленных сроков, в отсутствие лиц, не извещенных надлежащим образом. Получалось, что в бюджеты поступала только треть из наложенных административных штрафов за правонарушения в области промышленной безопасности.

Управление Генпрокуратуры в Северо-Западном федеральном округе в прошлом месяце подвергло проверке Северо-Европейского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора. Стало известно, что и у него не редки случаи нарушений законодательства о лицензировании, государственном контроле (надзоре) при организации, проведении и оформлении проверок в сфере соблюдения хозяйствующими субъектами лицензионных требований (условий) в области использования атомной энергии, об административных правонарушениях и об обращениях граждан.

В том числе, были выявлены случаи непринятия мер по приостановлению действий лицензий, ненадлежащего оформления заданий на проведение экспертизы безопасности и решений об отказе в выдачи лицензий, ведения лицензионных дел. К примеру, при установлении в деятельности лицензиатов оснований для приостановления действия лицензии (невыполнение в срок законного предписания), указанные полномочия не реализовывались должностными лицами Управления.

Установлены нарушения законодательства при организации и проведении плановых выездных проверок юридических лиц. Так, не во всех случаях в распоряжениях Управления о проведении плановых выездных проверок юридических лиц правильно указывался предмет проверки (отсутствовал лицензионный контроль). Допускались нарушения при оформлении результатов проверок - в актах плановых выездных проверок, не всегда указывались сведения о лицах, допустивших выявленные нарушения требований законодательства, и соответственно не истребовались и не приобщались к актам проверок их объяснения. Были установлены факты непринятия мер по привлечению виновных лиц к административной ответственности, а также случаи необоснованной выдачи хозяйствующим субъектам предписаний об устранении нарушений без проведения проверки юридических лиц.

Не обошлось без представлений и в Приволжском федеральном округе. Его получил руководитель Волжско-Окского управления Ростехнадзора Константин Давыдов; привлечены к ответственности 5 должностных лиц. Основанием для внесения представления послужили выявленные нарушения федеральных законов «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также ряда подзаконных актов, регулирующих данные сферы правоотношений. Например, в ряде случаев лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов выданы организациям, не разработавшим должных планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах. Иногда в результате ненадлежащего исполнения сотрудниками названного управления своих должностных обязанностей лица, виновные в нарушении закона избегали установленной ответственности.

По результатам надзорных мероприятий сотрудники прокуратуры выносили представление руководству подразделений РТН с требованием устранить нарушения федерального законодательства и привлечь виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Подчеркивается, что устранение нарушений федерального законодательства находится на контроле управления Генеральной прокуратуры в соответствующем федеральном округе.

Напомним, Ростехнадзор отвечает за лицензирование эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности; производство маркшейдерских работ.

В полномочия Управлений в области лицензирования РТН входит:

- предоставление лицензий;
- переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
- приостановление действия лицензий;
- возобновление действия лицензий;
- обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий, аннулирование лицензии;
- прекращение действия лицензий;
- контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;
- выдача дубликата и копий документа, подтверждающего наличие лицензии;
- ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;
- ведение информационного ресурса.