Заказать обратный звонок
Поле заполнено некорректно
Поле заполнено некорректно
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Согласитесь, пожалуйста, на обработку персональных данных
Необходима консультация? Обращайся в РИНФИН
Зарегистрированные пользователи получат:
  • Бонусы и скидки на все предоставляемые услуги 10%
Зарегистрироваться
Введите email и пароль
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Согласитесь, пожалуйста, на обработку персональных данных
CAPTCHA
Восстановить Введите email и мы вышлем новый пароль
Нет аккаунта?
Зарегистрироваться
10 января 2017

Генпрокуратура рассказала о результатах проверки лицензирования предпринимателей в регионах

Обнародованы результаты плановой проверки исполнения требований законодательства при осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности и контроля за соблюдением лицензионных требований, полученные Генеральной прокуратурой России. Обобщенные данные официальный представитель ведомства Александр Куренной сообщил редакции портала «Право.ру».

Обнародованы результаты плановой проверки исполнения требований законодательства при осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности и контроля за соблюдением лицензионных требований, полученные Генеральной прокуратурой России. Обобщенные данные официальный представитель ведомства Александр Куренной сообщил редакции портала «Право.ру».

«Результаты проверки показали, что в регионах распространены нарушения прав предпринимателей. Так, прокуроры республик Дагестан, Татарстан, Чувашской Республики, Волгоградской, Ивановской, Калининградской, Калужской, Липецкой, Тверской и Томской областей приняли меры к приведению в соответствие с законодательством нормативной базы предоставления государственных услуг и осуществления контроля, а также к устранению пробелов правового регулирования в лицензионно-разрешительной сфере. Кроме того, проверка показала наличие коррупциогенных факторов в административных регламентах предоставления государственных услуг в сфере лицензирования в ряде регионов страны», - сообщил представитель Генпрокуратуры.

Уточняется, что были вскрыты факты незаконных отказов лицензионно-разрешительных органов различного уровня в выдаче лицензий, истребования у предпринимателей излишних документов, обременения их платежами за оказанные государственные услуги в завышенном размере. К тому же не всегда исполнялись обязанности по ведению общедоступных реестров лицензий и предоставляемых услуг в сфере лицензирования, обеспечению возможности их получения в электронной форме.

Помимо прочего, проверка показала, что допускалось ненадлежащее формирование ежегодных планов проведения плановых проверок, следствием чего стала их низкая результативность, имели место факты незаконного проведения внеплановых проверок лицензиатов. В результате за осуществление контрольных мероприятий в отсутствие распоряжения о проверке и без согласования с прокуратурой нарушители нарушители были привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП (несоблюдение законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле).

Напомним, статьей 3 Закона о лицензировании к числу лицензирующих органов отнесены уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий РФ в области лицензирования органам государственной власти субъектов РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование.

Статьей 5 того же Закона установлены следующие полномочия лицензирующих органов:

1) осуществление лицензирования конкретных видов деятельности;
2) проведение мониторинга эффективности лицензирования, подготовка и представление ежегодных докладов о лицензировании;
3) утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов;
4) предоставление заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в интернете на официальных сайтах лицензирующих органов с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информацией могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация.

Как отмечается в методических рекомендациях Научно-исследовательского института Академии Генеральной прокуратуры РФ, специфика организации прокурорского надзора за исполнением законов лицензирующим органом обусловлена множественностью поднадзорных объектов. Надзор за исполнением лицензионного законодательства охватывает также деятельность правоохранительных и контролирующих органов по выдаче заключений, подлежащих предъявлению соискателем лицензии в рамках предварительного лицензионного контроля; выявлению и пресечению правонарушений, связанных с лицензированием.

В силу п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).

Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:
1) привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) предусмотрена ч.ч. 2-4 ст. 14.1 КоАП РФ и специальными лицензионными составами (в том числе, ч. 1 ст. 6.2, ст. 9.1, ст. 13.3, ч.ч. 1, 3 ст. 13.12, ч.ч. 1, 2 ст. 13.13, ч. 4 ст. 14.17, ч. 2 ст. 17.12, ст.ст. 18.13, 20.15, ч.ч. 1, 2 ст. 20.16, ч. 1 ст. 20.23 КоАП РФ и др.). Уголовная ответственность установлена, прежде всего, ст. 171 УК РФ.

Оценка состояния законности в лицензионной сфере происходит в условиях крайней нестабильности законодательства и включает анализ адекватности правового регулирования рассматриваемых отношений нормативными правовыми актами поднадзорных органов, результаты которого рассматриваются в качестве источника информации наряду с материалами уголовных, административных, гражданских, арбитражных дел; обращениями; сообщениями СМИ; материалами прокурорской и правоприменительной практики и т.п. Помимо этого, происходит избирательный анализ состояния законности по конкретным объектам лицензирования (видам деятельности), наиболее значимым в отраслевой структуре поднадзорной территории.

В НИИ Академии Прокуратуры также советуют специалистам ведомства систематически анализировать сведения о выявленных фактах безлицензионной деятельности и принятых в этой связи мерах (включая привлечение к административной ответственности, направление в правоохранительные органы материалов), а также обжалования субъектами предпринимательства действий и решений лицензирующих органов.

Характер и круг вопросов, которые исследуются прокурором в ходе проверочных мероприятий, определяются исходя из требований Закона о лицензировании и зависят прежде всего от типа проверки, специфики и сферы деятельности поднадзорного объекта. Так, при проведении проверки в лицензирующем органе (в ходе которой изучаются, прежде всего, лицензионные дела, протоколы заседаний лицензионных комиссий, иные акты, решения о приостановлении и переоформлении действия лицензии) рекомендуется выяснять:

- соответствует ли закону применяемый порядок предоставления лицензий;
- истребуется ли лицензирующим органом от соискателей лицензий исчерпывающий перечень предусмотренных законом документов для предоставления лицензии;
- не имеется ли необоснованных отказов, неправомерного воспрепятствования в получении лицензий;
- надлежащим ли образом организован лицензионный контроль (законность и полнота использования лицензирующим органом своих полномочий, применения мер оперативного принуждения к лицензиатам).

Обязательному изучению на стадии проведения проверки подлежат все принятые лицензирующим органом правовые акты (приказы, положения, распоряжения). Нередко причиной допускаемых лицензирующим органом нарушений является незаконная правовая регламентация им порядка собственной деятельности (с превышением предоставленных полномочий, в противоречии с конкретными нормами лицензионного законодательства).

Изучение в проверяемом лицензирующем органе реестра лицензий позволяет проверяющим получить общее представление о соблюдении требований закона к его составлению, количественном и территориальном составе лицензиатов, объеме и характере применяемых к ним мер воздействия.

Помимо прочего, подробно изучается переписка лицензирующего органа с контролирующими, правоохранительными и иными государственными органами (это позволяет выявить нарушения последними законов, включая предъявление неправомерных требований о привлечении лицензиатов к ответственности, факты ненадлежащего взаимодействия, направления недостоверной информации и т.п.).

Рекомендуется сотрудникам прокуратуры ознакомиться и с производством по жалобам и заявлениям граждан и юридических лиц, лицензионными делами (чтобы установить обоснованность предоставления субъектам предпринимательства статуса лицензиатов, проверить законность решений об отказе в предоставлении лицензий).

Организация прокурорской проверки сопровождается истребованием информации у контролирующих органов о выявленных ранее нарушениях и привлечением их сотрудников к проведению проверки.

 

Поделиться
Другие новости