Заказать обратный звонок
Поле заполнено некорректно
Поле заполнено некорректно
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Согласитесь, пожалуйста, на обработку персональных данных
Необходима консультация? Обращайся в РИНФИН
Зарегистрированные пользователи получат:
  • Бонусы и скидки на все предоставляемые услуги 10%
Зарегистрироваться
Введите email и пароль
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Согласитесь, пожалуйста, на обработку персональных данных
CAPTCHA
Восстановить Введите email и мы вышлем новый пароль
Нет аккаунта?
Зарегистрироваться
19 октября 2016

МЧС рассказало все о лицензировании в 2015 году

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представило доклад о лицензировании отдельных видов деятельности в 2015 году.

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представило доклад о лицензировании отдельных видов деятельности в 2015 году.

Так, в прошлом году в ряд документов, положения которых частично или полностью устанавливают порядок организации и осуществления лицензирования отдельных видов деятельности в области пожарной безопасности, были внесены изменения. В частности, в Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (утв. постановлением Правительства РФ от 30 12.2011 № 1225), внесены поправки, необходимость которых была обусловлена анализом результатов практической деятельности лицензирующих органов введено требование о наличии технического образования и необходимости прохождения повышения квалификации. Также в тексте документа слова «по адресу места выполнения работ и оказания услуг» заменены словами «по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, не указанному в лицензии».

Всего в 2015 году на территории РФ действовали 34 178 лицензий на виды деятельности в области пожарной безопасности. В прошлом их было 30742. Анализ МЧС показал, что увеличение количества лицензий свидетельствует о положительной тенденции развития малого и среднего предпринимательства в сфере выполнения работ и предоставления услуг в области пожарной безопасности, а также позволяет сделать вывод о формировании режима их оптимального регулирования. При этом отмечается, что МЧС России проводится работа, направленная на формирование актуализированной нормативной правовой базы документов, максимально оперативно учитывая изменения, затрагивающие законодательную основу лицензирования в РФ.

В целях снижения административных барьеров и повышения доступности государственной услуги по лицензированию видов деятельности в области пожарной безопасности МЧС России проводится работа по непрерывному совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей организацию и осуществление лицензирования. В настоящее время при осуществлении лицензирования:
- применяется унифицированный порядок осуществления лицензирования;
- предоставляются бессрочные лицензии;
- введена форма подачи соискателем лицензии документов в электронном виде;
- обеспечена возможность подачи юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) заявления об исключении из плана проверок при осуществлении лицензионного контроля;
- введено применение системы межведомственного электронного взаимодействия с формированием запросов в автоматическом режиме;
- обеспечен беспрепятственный доступ маломобильных групп населения к местам осуществления административных процедур по предоставлению государственных услуг по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности;
- определена форма контроля за деятельностью территориальных органов МЧС России, осуществляющих лицензирование;
- организована деятельность по администрированию доходов бюджетов бюджетной системы РФ.

Государственная услуга по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности в 2015 году предоставлялась подразделениями МЧС России в следующем объеме:

ДНПР МЧС России:
- осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности ГУ МЧС России по субъектам РФ;
- разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов РФ и проекты нормативных правовых актов МЧС России, а также методические материалы, регламентирующие предоставление государственной услуги;
- формирует и ведет реестры лицензий и осуществляет предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий;
- ведет информационный ресурс, содержащий сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные требования к предоставлению государственной услуги;
- осуществляет контроль за исполнением ГУ МЧС России по субъектам РФ административных процедур, составляющих стандарт предоставления государственной услуги, и при поступлении обращений от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей принимает решения, обязательные для исполнения ГУ МЧС России по субъектам РФ, о возможности осуществления указанными лицами лицензируемой деятельности;
- организует изготовление бланков лицензий в соответствии с типовой формой лицензии и обеспечивает их направление в ГУ МЧС России по субъектам РФ.

УСПО МЧС России:
- осуществляет контроль за исполнением специальными подразделениями, административных процедур, составляющих стандарт предоставления государственной услуги.

ГУ МЧС России по субъектам РФ:
- осуществляют прием, рассмотрение документов и принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии;
- осуществляют переоформление лицензий;
- осуществляют выдачу дубликатов и копий лицензий;
- осуществляют приостановление, возобновление и прекращение действия лицензии;
- обращаются в судебные органы с заявлениями об аннулировании лицензии;
- осуществляют проверки соответствия соискателей лицензий лицензионным требованиям;
- осуществляют контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований;

Специальные подразделения:
- осуществляют контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований;
- осуществляют по поручениям ГУ МЧС России по субъектам РФ проверки соответствия соискателей лицензий лицензионным требованиям.

В 2015 году в лицензирующие органы МЧС России поступило 10546 заявлений, в том числе 10234 - на лицензии на монтаж.

По результатам рассмотрения:
- предоставлено лицензий на монтаж - 6153;
- переоформлено лицензий - 2888;
- отказано в предоставлении лицензий - 435;
- отказано в переоформлении лицензии - 164;
- выдано дубликатов лицензий - 63;
- прекращено действие лицензий - 447.

Всего в отношении лицензиатов в прошлом году было проведено 5667 плановых и внеплановых проверок (без учета проверок, связанных с заявлением лицензиата о переоформлении), из них 5483 - в организациях с лицензиями на монтаж. Количество лицензиатов, в деятельности которых были выявлены нарушения, составило 1126 организаций. Доля лицензиатов, в деятельности которых выявлены нарушения по результатам проведения проверок (в процентах от общей численности проверенных лиц), составила 23,6%.

Количество случаев нарушений лицензионных требований выявленных по результатам проверок (плановых и внеплановых) составило 1708. Количество грубых нарушений, выявленных по результатам проверок лицензиатов (плановых и внеплановых), составило 813. При этом отмечается, что выявленные грубые нарушения не повлекли причинение вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, а также возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

При проведении плановых проверок в отношении лицензиатов, имеющих лицензию МЧС на монтаж, по результатам 1190 проверок выявлены 1627 случаев нарушения лицензионных требований, из них 797 случаев грубых нарушений. По итогам 909 плановых проверок по фактам выявленных нарушений наложено 1058 административных наказаний. Результатов проверок лицензиатов признанных решением суда недействительными - нет.

При проведении внеплановых проверок в отношении лицензиатов, имеющих лицензию на монтаж, по результатам 83 проверок выявлен 81 случай нарушения лицензионных требований, в том числе 16 случаев грубых нарушений, не повлекших причинения вреда.

По итогам 56 внеплановых проверок по фактам выявленных нарушений наложено 62 административных наказания. Доля проведенных внеплановых проверок (в процентах от общего количества проведенных проверок) составила 13,47%. Доля нарушений лицензионных требований, выявленных по результатам проведения внеплановых проверок (в процентах от общего числа нарушений лицензионных требований, выявленных по результатам проверок) составила 4,7%.

В органы прокуратуры было направлено 8 заявлений о согласовании проведения внеплановых выездных лицензионных проверок организаций с лицензиями на монтаж, из них по 4 заявлениям был получен отказ в согласовании. Таким образом, доля заявлений лицензирующего органа, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано, составила 50% (в процентах от общего числа указанных заявлений). Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (в процентах от общего числа проверок, по итогам которых выявлены правонарушения) составила 75,8%.

Средний размер наложенного административного штрафа, в том числе на должностных лиц и юридических лиц составил 13 тыс. рублей (на юридических лиц - 44,5; на должностных лиц - 3,6). Общая сумма штрафов, уплаченных имеют лицензию МЧС на монтаж организациями в 2015 году, составила 5100 тыс. руб. Доля взысканных (уплаченных) административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов (по видам деятельности) составляет 48,7%.

Доля предписаний, выданных в рамках лицензионного контроля, не исполненных после истечения установленного срока составила (по отношению к общему числу проверок, по результатам которых выявлены нарушения лицензионных требований) 6,91%.

В 2015 году общее количество заявлений о предоставлении лицензий, поступивших в лицензирующие органы, составило 6639 заявлений, из которых 6534 заявления на лицензированием деятельности по монтажу. Общее количество рассмотренных в 2015 г. заявлений о предоставлении лицензий, составило 6693 заявлений, из которых 6588 заявление - на выдачу лицензии на монтаж. По сравнению с аналогичными показателями за 2014 год (6191 - заявления на лицензии на монтаж) увеличение составило 6,41%.

Общее количество предоставленных в 2015 году лицензий составило 6251, из которых 6153 - лицензии на монтаж. По сравнению с аналогичными показателями за 2014 год (5719 предоставленных лицензий, из которых 5633 - на монтаж) увеличение составило 9,3%; увеличение количества предоставленных лицензий на монтаж - 9,23%.

Количество заявлений, по которым в 2015 году было принято решение об отказе в предоставлении лицензии, составило - 442, из них 435 - на монтаж. По сравнению с аналогичными показателями за 2014 год (569 отказов в предоставлении лицензии, из которых 558 - на монтаж) снижение составило 22,3% общей доли отказов в предоставлении лицензии; на 22% в части отказов в предоставлении лицензии на монтаж.

По сравнению с аналогичными показателями за 2014 год (2757 переоформленных лицензий, из них 2625 - на монтаж; 270 случаев отказа в переоформлении лицензий, из них 251 - на монтаж) произошло увеличение на 10,5% общего числа переоформленных лицензий; увеличение количества переоформленных лицензий на 10% на монтаж; уменьшение на 34,4% общей доли отказов в переоформлении лицензии; уменьшение доли отказов в переоформлении лицензии на 34,6% на монтаж.

Прекращено действие лицензий в 470 случаях. По сравнению с аналогичными показателями за 2014 год (416 случаев) увеличение этого показателя составило 12,9%. Из них:
- прекращено действие лицензий по заявлениям лицензиатов - в 393 случаях. По сравнению с аналогичным показателем за 2014 год (379 случаев) произошло увеличение на 3,69%;
- по причине ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя - в 12 случаях. По сравнению с аналогичными показателями за 2014 год (23 случая) произошло уменьшение на 47,8%;
- по решению суда об аннулировании лицензии - в 65 случаях. По сравнению с аналогичными показателями за 2014 год (14 случаев) произошло увеличение в 4,6 раза.

Общее количество обращений лицензирующих органов в суд с заявлениями об аннулировании лицензии - 194 обращения (65 решений суда об удовлетворении заявлений лицензирующего органа).

Доля переоформленных в 2015 году лицензий на монтаж относительно количества заявлений о переоформлении лицензии составила 94,6% (91,3% в 2013 году).

Средний срок рассмотрения заявлений составил:
- заявления о предоставлении лицензии на монтаж - 37 день;
- заявления о переоформлении лицензии на монтаж - 19 дней.
Аналогичные показатели за 2014 год составили:
- заявления о предоставлении лицензии на монтаж - 31 день;
- заявления о переоформлении лицензии - 21 день.

Анализ результатов предоставления лицензирующими органами в 2015 году государственной услуги по лицензированию видов деятельности в области пожарной безопасности показал, что лицензирование является эффективным способом регулирования тех видов деятельности, при осуществлении которых потребителю может быть нанесен потенциальный моральный или материальный вред.

Сравнение показателей за 2015 год с аналогичными показателями за 2014 год показало, что произошло увеличение количества заявлений о предоставлении лицензии - на 5,5% (6534 заявления в 2015 году, 6191 заявление в 2014 году). Это объясняется изменением законодательной, нормативной правовой и нормативной базы, обеспечивающей организацию и осуществление лицензирования деятельности в области пожарной безопасности как метода государственного регулирования.

Внесенные изменения были направлены, прежде всего, на достижение максимального равновесия между публичными интересами общества и государства, а также частными интересами конкретных физических и юридических лиц или их групп. Они повлекли за собой рост числа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обратившихся в лицензирующие органы с заявлениями о предоставлении лицензии.

Наиболее распространенными причинами отказа в предоставлении (переоформлении) лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности являются несоответствие соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям.

Основными причинами отказов предоставления (переоформления) лицензии на монтаж явились:
- отсутствие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования, инструмента,
- технической документации, технических средств, в том числе средств измерения,
- принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ и оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
- отсутствие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) работников, имеющих профессиональное образование и требуемое повышение квалификации.

Кроме того, одной из причин отказа в предоставлении (переоформлении) лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности являлось наличие в заявлении о предоставлении (переоформление) лицензии и прилагаемых к нему документов недостоверной или искаженной информации.

При обнаружении в ходе проведения проверки лицензиатов нарушений лицензионных требований, в отношении лицензиата могут быть приняты меры административного воздействия в виде приостановления действия лицензии и аннулирования лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности.

Наиболее распространенными нарушениями являются:
- отсутствие в штате у лицензиата работников, имеющих профессиональное техническое образование (профессиональную подготовку), соответствующее выполнению работ и оказанию услуг в области лицензируемой деятельности;
- отсутствие у лицензиата оборудования, инструмента, технической документации, технических средств, в том числе средств измерения, необходимых для выполнения работ и оказания услуг в области лицензируемой деятельности;
- отсутствие повышения квалификации лиц, в области лицензируемой деятельности которое необходимо проходить не реже 1 раза в 5 лет.

Еще одним из наиболее часто выявляемых нарушений являются некачественно выполненные работы на объектах заказчика. Кроме того, отмечаются случаи несвоевременного переоформления лицензий при смене адресов места нахождения и осуществления лицензируемого вида деятельности, а также реорганизации юридического лица.

За 2015 год случаев оспаривания в арбитражном суде решения, принятого по итогам результатов рассмотрения заявлений лицензиатов, осуществляющих отдельные виды деятельности в области пожарной безопасности не зарегистрировано.

Эффективность лицензирования деятельности в области пожарной безопасности подтверждается статистикой срабатывания пожарной автоматики при пожарах. В 2015 г. на территории РФ системы обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений сработали и выполнили свою задачу при возникновении 2270 пожаров (АППГ - 2235):
- охранно-пожарная и пожарная сигнализация сработала и подала сигнал о пожаре на 1762 пожарах (АППГ - 1684);
- установки и модули пожаротушения сработали и потушили 44 пожара (АППГ- 38);
- системы противодымной защиты сработали и обеспечили незадымление путей эвакуации на 90 пожарах (АППГ - 108);
- система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре сработала и обеспечила безопасную эвакуацию людей на 147 пожарах (АППГ - 160).

Эффективность также обуславливается следующими показателями:
- количество случаев несработки охранно-пожарной и пожарной сигнализации уменьшилось на 6,6%;
- количество случаев несработки систем противодымной защиты уменьшилось на 55,6%.

 

Поделиться
Другие новости