Заказать обратный звонок
Поле заполнено некорректно
Поле заполнено некорректно
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Согласитесь, пожалуйста, на обработку персональных данных
Необходима консультация? Обращайся в РИНФИН
Зарегистрированные пользователи получат:
  • Бонусы и скидки на все предоставляемые услуги 10%
Зарегистрироваться
Введите email и пароль
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Согласитесь, пожалуйста, на обработку персональных данных
CAPTCHA
Восстановить Введите email и мы вышлем новый пароль
Нет аккаунта?
Зарегистрироваться
7 августа 2018

Продам лицензию, дорого

Начиная с 2016 года «Бизнес-барометр коррупции» неуклонно указывает на лицензирование как на самую коррумпированную из всех сфер взаимодействия бизнеса и власти. Об этом свидетельствуют результаты очередного из четырех опросов, проводимых Торгово-промышленной палатой РФ каждые полгода среди предпринимателей в рамках этого проекта.

Начиная с 2016 года «Бизнес-барометр коррупции» неуклонно указывает на лицензирование как на самую коррумпированную из всех сфер взаимодействия бизнеса и власти. Об этом свидетельствуют результаты очередного из четырех опросов, проводимых Торгово-промышленной палатой РФ каждые полгода среди предпринимателей в рамках этого проекта.

Русская чудо-тройка

На вопрос о коррумпированности чиновников в получении разрешений и лицензий положительно ответили 47% из 40,7 тыс. опрошенных предпринимателей (44, 47 и 39 процентов в ходе предыдущих опросов), в сфере контроля и надзора – 40% (32, 37 и 34 процентов, соответственно), при проведении госзакупок – 45% (42, 32, 30 процентов). Эта тройка госуслуг второй год лидирует с большим отрывом от всех остальных: проверок СЭС, сделок с недвижимостью, уголовных и административных дел, а также процедур, связанных с открытием и закрытием бизнеса.

В то же время внутри групп, по отзывам респондентов, произошли изменения: в сфере соблюдения санитарных норм уровень коррупции отметили 19,6% опрошенных против 25,5% полгода назад, в сфере закрытия бизнеса, наоборот, зафиксирован рост с 12 до 18,2%.

«Неофициальные платежи и подарки должностным лицам» за последние полгода также стали делать чаще. С 35,5 до 54,8% выросла доля предпринимателей, которые признались в подарках на сумму до 25 тыс. рублей. С необходимостью более дорогих подношений (от 25 тыс. до 150 тыс. рублей) сталкивались почти 14% респондентов, от 150 тыс. до миллиона – 4,3%, более миллиона – 1,4%.

Любопытно, что при этом по каждому из указанных диапазонов отмечается уменьшение размера взяток. Меньше стало жалоб и на сам факт коррупции: в 2018 году доля таких предпринимателей составляла 10%, в 2016-ом – 17%. За этот же период доля тех, кто редко встречается с коррупцией, выросла с 28% до 34%, хотя доля совсем не знакомых с коррупцией сократилась с 21% до 18%.

Критерии коррупционности

В целом о снижении уровня коррупции в стране заявили 39% предпринимателей. Впрочем, эти данные уже поставил под сомнение общественный омбудсмен по вопросам защиты прав микробизнеса и самозанятых граждан, предприниматель и экономист Дмитрий Потапенко. В эфире ИА «Национальная Служба Новостей» он заявил, что о ситуации с коррупцией надо судить не по опросам бизнесменов, а по соответствию расходов и доходов чиновников.

«Является ли коррупцией то, что пожарную сигнализацию оформляют через подконтрольные двум-трем бывшим сотрудникам пожарной инспекции организациям? Или, когда чиновничий бюрократический аппарат гоняет вас по кругу, но при налоговой есть некая регистрационная конторка, которая заходит и делает все бумажки быстро и шустро – это коррупция или нет? Если это все не считается коррупцией, то она в принципе не существует в России как класс», - отметил омбудсмен.

Нажить состояние на лицензировании

С мнением экономиста трудно не согласиться: громкие скандалы с арестами крупных чиновников надзорных органов выявили при обысках имущество, стоимость которого в каждом случае намного превышает доход государственных служащих. Одним из самых показательных стало уголовное дело бывшего руководителя Северо-Западного управления Ростехнадзора Григория Слабикова, у которого в ходе задержания в мае 2018 года были изъяты деньги и драгоценности на общую сумму 1,7 млрд рублей.

Бывший глава управления оказался далеко не первым чиновником ведомства, которого поймали с поличным. В апреле 2018 года по обвинению во взятке и вымогательстве был арестован глава Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Игорь Исаев. В конце прошлого года попал под следствие по делу о взятке замглавы Северо-Уральского управления Реваз Порфиров. Еще раньше от обвинения в превышении полномочий скрылся экс-глава Западно-Уральского управления Александр Кондалов - при обыске у него дома нашли 127 млн рублей.

Глава Ростехнадзора Алексей Алешин не скрывает в своих интервью, что его подчиненные не прочь закрыть глаза на нарушения при проведении проверок, так как при небольшой зарплате «не всегда могут устоять перед соблазном». Однако коррупция в ведомстве касается не рядовых инспекторов, а чиновников куда более высокого ранга. Сейчас в зону внимания ФСБ попала заместитель главы Ростехнадзора Светлана Радионова, которая начинала свою карьеру в ведомстве в 2009 году с должности начальника лицензионного управления.

Напомним, что речь идет о федеральной службе, которая отвечает за лицензирование, надзор и контроль в сфере атомной энергетики, ТЭК, гидротехники, промышленной безопасности и других важнейших отраслях экономики. Казалось бы, закрывать глаза на нарушения на ответственных объектах с самыми высокими стандартами безопасности недопустимо, а к квалификации экспертов должны предъявляться особо строгие требования. Однако, как показала первая же внеплановая проверка, проведенная во втором квартале по поручению правительства России от 13 февраля 2018 года № АХ-П9-771, это далеко не так. Лицензионным требованиям на проведение экспертизы промышленной безопасности не соответствуют 208 из 502 экспертных организаций. В связи с выявлением грубых нарушений материалы проверок 25 организаций переданы в суд, сообщает ведомство.

Не отстает в нарушениях, связанных с выдачей лицензий, и другое надзорное ведомство – МЧС, деятельность которого также подверглась внеплановым проверкам после трагических событий при пожаре ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерово. Проверки, которые завершились 30 июля, выявили системные проблемы как внутри МЧС, связанные в том числе с коррупцией, так и в состоянии пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей. По предварительным данным, на 60 тыс. объектах (из запланированных к проверкам 90 тыс.) было обнаружено более 270 тыс. нарушений, в том числе связанных с работой систем сигнализации и автоматического пожаротушения, монтаж и обслуживание которых требует получения лицензий МЧС.

Выходит, что на выдаче «липовых» лицензий в ведомстве тоже не против поживиться. Об этом, в частности, свидетельствует уголовное дело начальника томского главного управления МЧС Михаила Бегуна, которого задержали в июле 2018 года с поличным в момент получения взятки в особо крупном размере. В обмен на полученные деньги, по версии следователей, начальник главка распорядился выдать руководителям коммерческих организаций, подконтрольных МЧС, лицензии на осуществление деятельности при отсутствии необходимого оборудования.

Антикоррупционная политика

Возможно, что снижение уровня коррупции в стране будет достигнуто благодаря принятию нового антикоррупционного закона, который Госдума планирует рассмотреть в осеннюю сессию.

В ст. 28 проекта Федерального закона № 216592-3 «Основы законодательства об антикоррупционной политике» приведены антикоррупционные стандарты в сферах лицензирования отдельных видов деятельности, регистрации юридических лиц, экспертизы и сертификации продукции и услуг.

В частности, в целях предупреждения коррупции в сферах лицензирования отдельных видов предпринимательской и иной деятельности, государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проведения любых видов экспертизы и сертификации товаров и услуг законопроектом устанавливаются:

1) гарантии на открытое рассмотрение вопросов, связанных с выдачей лицензий или регистрацией субъектов предпринимательской или иной законной деятельности;

2) ограничения на:
- применение внеконкурсных процедур при лицензировании видов деятельности, на осуществление которой может быть выдано ограниченное количество лицензий;
- произвольное определение уполномоченным должностным лицом стоимости услуг по лицензированию или регистрации субъектов предпринимательской или иной законной деятельности;
- участие в принятии решений о лицензировании и регистрации предпринимательской или иной законной деятельности, проведении экспертизы, сертификации товаров и услуг, а равно в соответствующих процедурах лиц, замещающих государственные должности, должности государственной или муниципальной службы, прямо или косвенно заинтересованных в принятии соответствующих решений;
- создание закрытых систем сертификации однородной продукции;
- внеконкурсный порядок определения лиц, осуществляющих однородную экспертизу;
- внебюджетное финансирование работ по сертификации, государственному контролю и надзору за сертификацией товаров и услуг, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом;

3) запреты на:
- единоличное рассмотрение вопросов, связанных с выдачей лицензий или регистрацией субъектов предпринимательской или иной законной деятельности;
- введение и сохранение дополнительных требований и условий при лицензировании и регистрации предпринимательской и иной законной деятельности, прямо не предусмотренных федеральным законом;
- предъявление к субъектам предпринимательской и иной законной деятельности требований или условий получения лицензии или регистрации, прямо не предусмотренных федеральными законами или принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами;
- немотивированный отказ в выдаче лицензии или в регистрации субъекта предпринимательской или иной законной деятельности или отказ от принятия соответствующих решений по мотивам нецелесообразности;
- применение закрытых процедур при лицензировании видов деятельности, на осуществление которой может быть выдано ограниченное количество лицензий;
- введение любых ограничений, препятствующих свободному доступу средств массовой информации, заинтересованных граждан и организаций к сведениям об участниках и объектах сертификации, процедурах и правилах управления сертификацией продукции, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
- введение обязательной сертификации продукции и услуг, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом.

Где нужны лицензии 

Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. От 29.07.2018) «О лицензировании отдельный видов деятельности» содержит перечень из более 50 видов деятельности, на которые требуются лицензии (ст. 12). С особенностями и условиями получения некоторых из них можно познакомиться здесь.

Поделиться
Другие новости