Заказать обратный звонок
Поле заполнено некорректно
Поле заполнено некорректно
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Согласитесь, пожалуйста, на обработку персональных данных
Необходима консультация? Обращайся в РИНФИН
Зарегистрированные пользователи получат:
  • Бонусы и скидки на все предоставляемые услуги 10%
Зарегистрироваться
Введите email и пароль
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Согласитесь, пожалуйста, на обработку персональных данных
CAPTCHA
Восстановить Введите email и мы вышлем новый пароль
Нет аккаунта?
Зарегистрироваться
Получение лицензии Росприроднадзора на вывоз ТБО в вашем городе и

Лицензия на ТБО. Получить лицензию на опасные отходы в вашем городе

Как получить лицензию на работу с опасными отходами? Как получить лицензию на работу с опасными отходами?
Осуществляем помощь в проверке документов на получение лицензии ТБО. У вас возникли вопросы? Свяжитесь с нашим менеджером в вашем городе и
от 200 000 рублей
Возник вопрос, связанный с лицензией на вывоз мусора (отходов)?
Оставьте свои данные, и наши специалисты свяжутся с вами для бесплатной консультации по вопросам лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами.
Поле заполнено некорректно
Поле заполнено некорректно
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Необходима консультация? Обращайся в РИНФИН
Этапы получения Этапы получения
1 Консультация со специалистом
2 Подготовка и проверка пакета документов
3 Подача документов в лицензирующий орган
4 Переписка с лицензирующим органом
5 Лицензионная проверка
6 Оплата по договору оказания услуг
7 Предоставление лицензии
Created with Sketch. Остались вопросы? Заказать обратный звонок
Заказать обратный звонок
Лицензия Росприроднадзора на вывоз ТБО

Лицензия Росприроднадзора на вывоз ТБО

Лицензия на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами I-IV класса опасности (лицензия на отходы) — разрешительный документ, который требуется для осуществления работ по сбору, обработке, транспортированию, обезвреживанию, размещению и утилизации опасных отходов, которые относятся к I-IV классам опасности.

Лицензирующий орган: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные подразделения.
Срок действия лицензии: бессрочно.
Территория действия: на всей территории Российской Федерации.

Срок оформления лицензии на работу с отходами

  • до 10 рабочих дней — подготовка и оформление пакета документов;
  • до 45 рабочих дней — срок рассмотрения лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии (зависит от циклов работ).
  • до 30 рабочих дней — срок рассмотрения лицензирующим органом заявления о переоформлении лицензии (внесении изменений в реестр лицензий).

С 1 марта 2022 года срок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии зависит от вида деятельности и количества выбранных циклов:

  • для работ по сбору отходов — не более 20 рабочих дней;
  • для работ по транспортированию отходов — не более 20 рабочих дней;
  • для работ по обработке отходов — не более 25 рабочих дней;
  • для работ по обезвреживанию отходов — не более 30 рабочих дней;
  • для работ по утилизации отходов — не более 30 рабочих дней;
  • для работ по размещению отходов — не более 40 рабочих дней;
  • для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, заявленных одновременно, — не более 45 рабочих дней.

Если соискателем лицензии направляется заявление об осуществлении 2 и более видов работ — срок устанавливается по максимальному сроку, определенному для одного из видов заявленных работ.

Важно! Если проведение выездной оценки при принятии решений о предоставлении лицензии, об отказе в ее предоставлении или о внесении изменений в реестр лицензий не требуется — сроки сокращаются до 15 рабочих дней.

Постановление Правительства РФ от 22.06.2022 № 1124 установило, что срок предоставления лицензии может быть продлен — не более чем на 10 рабочих дней, если:

  1. предприниматель обратился с заявлением о предоставлении лицензии на обращение с опасными отходами, указав 5 и более адресов с местами, где будет осуществляться лицензируемая деятельность,
  2. предприниматель обратился с заявлением о предоставлении лицензии на обращение с опасными отходами, указав более 100 видов отходов I-IV классов опасности.

Стоимость оформления лицензии на работу с отходами

Стоимость услуг АО «РИНФИН» зависит от региона, выбранных циклов, наличия квалифицированных специалистов. Юридическое сопровождение при получении лицензии на работу с отходами — от 200 000 рублей. Помогаем с подготовкой, проверкой и приведением документов в соответствие лицензионным требованиям. Гарантируем качество и работаем на результат.

Наличие площадки (полигона ТБО) при размещении опасных отходов — обязательно. Наличие специализированных транспортных средств при транспортировке опасных отходов — также обязательно. Мы не предоставляем земельные участки под полигон или спецсредства в аренду.

Размер госпошлины (не взимается до 31 декабря 2022 года*):

  • 7 500 рублей — госпошлина при первичном предоставлении лицензии.
  • 3 500 рублей — госпошлина при переоформлении лицензии (внесении изменений в реестр выданных лицензий).

Госпошлина за предоставление и переоформление лицензии ТБО регламентирована п. 92 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ. В соответствии с п. 4 ч. 1 с. 333.18 НК РФ при обращении за выдачей документов оплата госпошлины производится до выдачи соответствующего документа. Иная плата за предоставление лицензии на опасные отходы законодательством РФ не предусмотрена.

* До 31 декабря 2022 года не требуется уплата государственной пошлины в отношении лицензируемых видов деятельности, предусмотренных ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году»).

Особенности оформления лицензии Росприроднадзора на вывоз мусора

Особенности оформления лицензии Росприроднадзора на вывоз мусора

Этапы и условия получения лицензии на по обращению с отходами (ТБО) на удобной и понятной инфографике: классы отходов, стоимость и сроки, этапы оформления, заявительные документы, перечень видов работ, требования к специалистам.

Особенности оформления лицензии Росприроднадзора на вывоз мусора

Этапы и условия получения лицензии на по обращению с отходами (ТБО) на удобной и понятной инфографике: классы отходов, стоимость и сроки, этапы оформления, заявительные документы, перечень видов работ, требования к специалистам.

Особенности оформления лицензии Росприроднадзора на вывоз мусора

Виды деятельности по обращению с отходами

Оформить лицензию на ТБО Цена: 190 тысяч рублей. Срок исполнения: от 4х до 6 месяцев. Срок лицензии — бессрочно
Поле заполнено некорректно
Поле заполнено некорректно
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Согласитесь, пожалуйста, на обработку персональных данных

Согласно ФЗ от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществление деятельности по обращению с опасными отходами (I-IV класса опасности) допускается при наличии соответствующей лицензии:

  • лицензия на сбор опасных отходов;
  • лицензия на обработку опасных отходов;
  • лицензия на транспортировку опасных отходов;
  • лицензия на обезвреживание опасных отходов;
  • лицензия на размещение опасных отходов;
  • лицензия на утилизацию опасных отходов.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дает определение всем перечисленным видам деятельности. Расшифровка видов работ, подлежащих лицензированию:

  • «сбор отходов» — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
    • накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;
  • «обработка отходов» — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
  • «транспортирование отходов» — перевозка отходов любым видом транспорта в пределах территории РФ, осуществляемая вне границ земельного участка, принадлежащего обладателю лицензии;
  • «обезвреживание отходов» — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с утилизацией отходов, и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
  • «размещение отходов» — хранение и захоронение отходов;
    • хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
    • захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
  • «утилизация отходов» — использование отходов для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, в том числе повторное применение отходов (рециклинг, регенерация, рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки;
    • рециклинг — повторное применение отходов по прямому назначению;
    • регенерация — возврат отходов в производственный цикл после соответствующей подготовки;
    • рекуперация — извлечение из отходов полезных компонентов для их повторного применения.

В чем отличие лицензии на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) от лицензии на перевозку жидких бытовых отходов (ЖБО)?

  • Твердые бытовые отходы представляют собой мусор, созданный человеком, который подлежит вывозу на специальный полигон. ТБО подразделяют на органический мусор (например, пищевые продукты) и бытовой мусор (например, стекло, пластмасса и т.д.). При этом твердые бытовые отходы могут относиться к любому из 5 классов опасности. Для обращения с ТБО 1-4 классов опасности компаниям необходимо получить лицензию Росприроднадзора.
  • Жидкие бытовые отходы образуются в домах, которые не связаны с централизованной системой канализации. ЖБО относятся к малоопасным отходам — это 4 класс опасности. Однако данный вид отходов токсичен и подлежит регулярному удалению из помещения и обезвреживанию. Лицензия на сбор отходов 4 класса опасности также необходима.

На эту тему на нашем сайте есть отдельная статья: Для вывоза ЖБО нужна лицензия Росприроднадзора

В чем отличие твердых бытовых отходов (ТБО) от твердых коммунальных отходов (ТКО)?

На эту тему на нашем сайте также есть отдельная статья: Отличие ТБО от ТКО. Справочная информация для лицензиатов в сфере обращения с опасными отходами

Документы для представления лицензии Росприроднадзора

Документы для представления лицензии Росприроднадзора

Чтобы получить или переоформить лицензию на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности, необходимо предоставить в территориальный орган Росприроднадзора документы, подтверждающие наличие:

  1. для работ по сбору опасных отходов:
    — зданий, строений, сооружений и помещений;
    — профессионального обучения или дополнительного профессионального образования (квалификации) на работы с отходами I-IV классов опасности;
    — санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования;
  2. для работ по транспортированию опасных отходов:
    — специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
    — профессионального обучения или дополнительного профессионального образования (квалификации) на работы с отходами I-IV классов опасности;
  3. для работ по обработке опасных отходов:
    — зданий, строений, сооружений и помещений;
    — оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных);
    — профессионального обучения или дополнительного профессионального образования (квалификации) на работы с отходами I-IV классов опасности;
    — санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования;
  4. для работ по утилизации опасных отходов:
    — зданий, строений, сооружений и помещений;
    — оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных);
    — профессионального обучения или дополнительного профессионального образования (квалификации) на работы с отходами I-IV классов опасности;
    — положительного заключения государственной экологической экспертизы, в том числе в отношении документации на использование объекта утилизации опасных отходов;
    — санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования;
  5. для работ по обезвреживанию опасных отходов:
    — зданий, строений, сооружений и помещений;
    — оборудования и (или) специализированных установок (в том числе мобильных);
    — профессионального обучения или дополнительного профессионального образования (квалификации) на работы с отходами I-IV классов опасности;
    — положительного заключения государственной экологической экспертизы, в том числе в отношении документации на использование объекта обезвреживания опасных отходов;
    — санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования;
  6. для работ по размещению опасных отходов:
    — зданий, строений, сооружений и помещений;
    — земельного участка (полигона);
    — профессионального обучения или дополнительного профессионального образования (квалификации) на работы с отходами I-IV классов опасности;
    — положительного заключения государственной экологической экспертизы, в том числе в отношении документации на использование объекта размещения опасных отходов;
    — санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования.

В зависимости от необходимых видов работ составляется перечень требований для получения конкретной лицензии. Также соискатель лицензии предоставляет заявление о предоставлении лицензии и опись документов. Территориальные органы Росприроднадзора могут отказать в предоставлении или переоформлении лицензии, если установлено, что:

  • в заявительных документах присутствует недостоверная или искаженная информация;
  • в ходе проверки выяснилось, что заявитель не соответствует лицензионным требованиям.

АО «РИНФИН» подготавливает документы и проверяет наличие у вас всех необходимых сведений для соответствия лицензионным требованиям.

Классы отходов

Необходимо запустить бизнес через неделю? Если нет возможности и времени ожидать лицензию на компанию, мы можем предложить выход из ситуации. Покупка готовой компании ускорит процесс и даст возможность работать в кротчайшие сроки!
Поле заполнено некорректно
Поле заполнено некорректно
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Согласитесь, пожалуйста, на обработку персональных данных

Согласно ФЗ от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» сбор, обработка, транспортировка, обезвреживание, размещение и утилизация опасных отходов (I — IV класс опасности) допускаются при наличии соответствующей лицензии. Необходимо пояснить, что Министерство природных ресурсов еще в 2001 году разделило отходы на 5 классов опасности, в настоящее время все они перечислены в статье 4.1 ФЗ от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления»:

  • I класс — чрезвычайно опасные (имеют очень высокую степень вредного воздействия на окружающую природную среду, способны необратимо нарушить экологическую систему) — необходима лицензия на отходы 1 класса;

К чрезвычайно опасным отходам 1 класса относятся: отходы полихлорированных дифенилов, терфенилов, полибромированных дифенилов, отходы веществ и изделий, которые их содержат; отработанные трансформаторы с пентохлордифенилом; отработанные конденсаторы с пентохлордифенилом; отработанные конденсаторы с трихлордифенилом; шлам, содержащий тетраэтилсвинец (антидетонационные присадки и отходы, которые содержат металлоорганические соединения); крезол (остатки крезола, который потерял потребительские свойства); синтетические и минеральные масла, которые содержат полихлорированные дифенилы и терфенилы, утратившие потребительские свойства; в твердом виде отходы солей мышьяка; ртутьсодержащие изделия, устройства, приборы, которые потеряли потребительские свойства; отработанные (брак) ртутные термометры, утратившие потребительские свойства; асбестовая пыль, отходы асбеста, волокно и др.

  • II класс — высокоопасные (имеют высокую степень вредного воздействия на окружающую природную среду, способны сильно нарушить экологическую систему, ее период восстановления займет не менее 30 лет после полной ликвидации источника вредного воздействия) — необходима лицензия на отходы 2 класса;

К высокоопасным отходам 2 класса относятся: медно-жильный освинцованный кабель, утративший потребительские свойства; свинцовые отработанные (брак) аккумуляторы (неповрежденные, с неслитым электролитом); остатки рафинирования нефтепродуктов, отходы кислых смол, кислого дегтя; аккумуляторные отработанные щелочи; аккумуляторная серная кислота отработанная; в твердом виде отходы хлорида меди; в твердом виде отходы солей свинца; незагрязненные свинцовые опилки и др.

  • III класс — умеренно опасные (имеют среднюю степень вредного воздействия на окружающую природную среду, способны нарушить экологическую систему, ее период восстановления займет не менее 10 лет после уменьшения воздействия от источника) — необходима лицензия на отходы 3 класса;

К умеренно опасным отходам 3 класса относятся: покрытый никелем медный провод (незагрязненный), утративший потребительские свойства; ацетон, утративший потребительские свойства; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел от 15%); шлам очистки трубопроводов и емкостей (гудронаторов, бочек, цистерн, контейнеров) от нефти; дизельное топливо, утратившее потребительские свойства; авиационные, автомобильные и моторные масла, утратившие потребительские свойства; пыль цементная; песок, загрязненный бензином (количество бензина от 15%); загрязненный маслами песок (содержание масел от 15%); свежий навоз от свиней; свежий помет гусиный, утиный, куриный; табачная пыль и др.

  • IV класс — малоопасные (имеют низкую степень вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду, способны нарушить экологическую систему, ее период самовосстановления займет не менее 3 лет) — необходима лицензия на отходы 4 класса;

К малоопасным веществам 4 класса относятся: строительный мусор от разборки зданий; несортированный мусор от бытовых помещений организаций (за исключением крупногабаритного); несортированные отходы из жилищ (за исключением крупногабаритных); отработанные покрышки; в твердой форме отходы битума, асфальта; несортированные отходы, содержащие бронзу (в том числе пыль бронзы); незагрязненная пыль черных металлов; несортированные отходы, содержащие чугун (в том числе чугунную пыль); гипсовая пыль; бетонная пыль; пыль от шлаковаты; кирпичная пыль; отходы мела в виде порошка или пыли; разнородные отходы бумаги и картона (например, содержащие отходы фотобумаги); отходы рубероида; опилки разнородной древесины (например, содержащие опилки древесно-стружечных и/или древесно-волокнистых плит); отходы перьев и пуха; свежий навоз от звероводческих хозяйств; свежий конский навоз; свежий навоз от мелкого и крупного рогатого скота; перепревший навоз от свиней; перепревший помет утиный, гусиный, куриный и др.

  • V класс — практически неопасные (имеют очень низкую степень вредного воздействия на окружающую природную среду, практически неспособны нарушить экологическую систему) — не требует получения лицензии (лицензия нужна на отходы I-IV класса опасности).

Состав отходов 5 класса опасности: скорлупа от куриных яиц; отходы щепы, опилки и стружка натуральной чистой древесины; деревянная упаковка (невозвратная тара) из натуральной древесины; отходы бумаги и картона от резки и штамповки; обрезь гофрокартона; зола древесная и соломенная; керамические изделия, потерявшие потребительские свойства; строительный щебень, потерявший потребительские свойства; бой строительного кирпича; отходы гипса в кусковой форме; абразивные круги отработанные, накипь котельная; отходы цемента в кусковой форме; лом чугунный, стальной, черных металлов и алюминия несортированный; стружка стальная незагрязненная; железные бочки, потерявшие потребительские свойства; пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства; отходы полиэтилена в виде пленки; отходы из жилищ крупногабаритные; мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный; пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные; отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами, промышленными товарами; отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений, культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий; электрические лампы накаливания отработанные и брак; отходы изолированных проводов и кабелей.


Важно!

Примечание: Критерии отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду утверждены Приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536. Это требование касается в том числе и организаций, в результате деятельности которых образуются такие отходы. Таким образом, лицензированию подлежат любые работы по обращению с отходами, которые относятся I-IV классам опасности. Лицензия на работы с отходами V класса опасности не нужна.

Полигон для твердых бытовых отходов (ТБО)

Возникли вопросы про полигон для ТБО? Для уточнения информации свяжитесь с нами! Мы предоставим необходимую информацию и поможем с любым вопросом
Поле заполнено некорректно
Поле заполнено некорректно
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Согласитесь, пожалуйста, на обработку персональных данных

Полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.

Организация, эксплуатирующая полигон, разрабатывает регламент и режим его работы, инструкцию по приему бытовых отходов, обеспечивает контроль за составом поступающих отходов, ведет круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляет контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивает технологический цикл по изоляции отходов.

  • На полигон ТБО принимаются отходы: из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3-4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с Центром госсанэпиднадзора в территории (далее — территориальный ЦГСЭН).
  • Обезвреживание твердых, жидких и пастообразных отходов, обладающих радиоактивностью, осуществляется на специальных полигонах, организованных в соответствии с основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности.
  • Захоронение и обезвреживание твердых, пастообразных отходов промышленных предприятий (1-2 класса опасности), в которых содержатся токсичные вещества, тяжелые металлы, а также горючие и взрывоопасные отходы, должно производиться на полигонах, организованных в соответствии с санитарными правилами о порядке накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.
  • На полигоны твердых бытовых отходов осуществляется прием твердых отходов лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в соответствии с правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений.
  • На полигон ТБО не допускается прием трупов павших животных, конфискатов боен мясокомбинатов.
  • На полигонах не разрешается сбор вторичного сырья непосредственно из мусоровозного транспорта. Сортировка и селективный сбор отходов допускаются при соблюдении санитарно-гигиенических требований.

Территориальный ЦГСЭН осуществляет санитарный надзор за устройством и эксплуатацией полигонов в соответствии с ежегодными графиками работы; дает санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии выбранного участка гигиеническим требованиям для устройства полигонов ТБО.

Не допускается размещение полигонов:

  • на территории зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников;
  • во всех зонах охраны курортов;
  • в местах выхода на поверхность трещиноватых пород;
  • в местах выклинивания водоносных горизонтов;
  • в местах массового отдыха населения и оздоровительных учреждений.

Санитарно-защитная зона от полигона

Размер санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона — 500 метров. Кроме того, размер санитарно-защитной зоны может уточняться при расчете газообразных выбросов в атмосферу. Границы зоны устанавливаются по изолинии 1 ПДК, если она выходит из пределов нормативной зоны. Уменьшение санитарно-защитной зоны производится в установленном порядке. На участке, намеченном для размещения полигона для бытовых отходов, проводятся санитарное обследование, геологические и гидрологические изыскания.

  • Перспективными для создания полигона являются места, где выявлены глины или тяжелые суглинки, а грунтовые воды находятся на глубине более 2 метров.
  • Не используются под полигоны болота глубиной более 1 метра и участки с выходами грунтовых вод в виде ключей.
  • Целесообразно участки под полигоны выбирать с учетом наличия в санитарно-защитной зоне зеленых насаждений и земельных насыпей.
  • Участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки города и его пригородной зоны.
  • Полигон для твердых бытовых отходов желательно размещать на ровной территории, исключающей возможность смыва отходов и загрязнения ими прилегающих земельных площадей и открытых водоемов, расположенных вблизи населенных пунктов.
  • Допускается отвод земельного участка под полигоны ТБО на территории оврагов, начиная с его верховьев, что позволяет обеспечить сбор и удаление талых и ливневых вод путем устройства перехватывающих нагорных каналов для отвода этих вод в открытые водоемы.

Устройство полигона ТБО

Устройство полигона ТБО

Полигон состоит из двух взаимосвязанных частей:

  • территория, занятая под складирование ТБО;
  • территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов.

По всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона. С учетом объема годовых атмосферных осадков, испарительной способности почв и влажности складируемых ТБО рассчитывается возможность образования в их толще жидкой фазы — фильтрата.

Для полигонов, принимающих менее 120 тысяч м3 ТБО в год, рекомендуется траншейная схема складирования ТБО. Траншеи устраиваются перпендикулярно направлению господствующих ветров, что препятствует разносу ТБО. Грунт, полученный от рытья траншей, используется для их засыпки после заполнения ТБО. Основание (днище) траншеи в климатических зонах, где возможно образование фильтрата, должно быть не менее чем на 0,5 м заглублено в глинистые грунты. Длина одной траншеи должна устраиваться с учетом времени заполнения траншей:

  • в период температур выше 0 град. C — в течение 1-2 месяцев;
  • в период температур ниже 0 град. C — на весь период промерзания грунтов.

Складирование ТБО в воду на болотистых и заливаемых паводковыми водами участках не допускается. До использования таких участков под полигон ТБО на них должна устраиваться подсыпка инертными материалами на высоту, превышающую на 1 м максимальный уровень поверхностных или паводковых вод. При подсыпке устраивается водоупорный экран. При наличии грунтовых вод на глубине менее 1 м на поверхность наносится изолирующий слой с предварительным осушением грунта.

Мусоровоз

Для получения лицензии на ТБО соискатель, планирующий осуществлять транспортировку отходов I-IV классов опасности, должен иметь специально оборудованное и снабженное специальными знаками транспортное средство.

В Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, приводится термин «мусоровоз». Под ним понимается транспортное средство категории N, которое используется для перевозки ТКО. В тоже время ГОСТ Р 52051-2003 установил, что транспортное средство категории N должно иметь не менее четырех колес и предназначаться для перевозки грузов.

С 1 марта 2022 года установлен общий вид специальных отличительных знаков, обозначающих класс опасности отходов, которыми должны быть оснащены транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов. Образцы утверждены Приказом Минтранса России от 22.11.2021 № 399.

Кроме того, с 1 января 2018 года не допускается использование мусоровозов, которые не оснащены аппаратурой спутниковой навигации, что призвано помешать выгрузке ТБО вне оборудованных полигонов, предназначенных для размещения таких отходов. Требование закреплено Постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 № 641.

Нужна ли лицензия на утилизацию медицинских отходов?

Нужна ли лицензия на утилизацию медицинских отходов?

Медицинские отходы — это мусор, образованный медицинскими и фармацевтическими организациями. Медотходы тоже подразделяются на пять классов по степени их токсикологической, эпидемиологической и радиационной опасности:

  • Класс А — неопасные (отходы пищевые, мебельные, строительные и другие);
  • Класс Б — потенциально опасные (отходы, загрязненные выделениями органического происхождения);
  • Класс В — опасные (инструменты и устройства, которые подвергались непосредственному контакту с инфекционными больными);
  • Класс Г — лекарственные средства с истекшим сроком годности, вещества, содержащие ртуть, например, градусники;
  • Класс Д — радиоактивные вещества.

В соответствии со ст. 49 ФЗ от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан», медицинские отходы (классов А, Б, В, Г, Д) подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом медицинские отходы класса «Г» представляют собой токсикологически опасные отходы I — IV классов опасности. Вывоз отходов класса «Г» для обезвреживания и утилизации осуществляется организациями, которые имеют лицензию Росприроднадзора.

Согласно ФЗ от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» медицинские отходы не относятся к отходам производства и потребления и выведены из общей системы регулирования обращения с отходами. Об этом говорится в Письме Минприроды № А-10-04-32/26588 от 04.12.2017. Медотходы становятся отходами производства после обеззараживания, но закон не установил требования к тем, кто должен этим заниматься.

В настоящее время только СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» регламентирует сферу обращения с медицинскими отходами. Документ устанавливает классификацию отходов по степени опасности, правила для медорганизаций (как и в какие сроки необходимо собирать, хранить и вывозить медотходы за пределы территории, цвет мешков и контейнеров для сбора и правила их маркировки). Однако СанПиН не регламентирует утилизацию медицинских отходов, то есть эти правила перестают действовать после того, как автомобиль с медицинскими отходами покинул лечебное учреждение.

Согласно СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» на полигоны твердых бытовых отходов осуществляется прием твердых отходов лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в соответствии с правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений.

Правовое регулирование лицензирования в сфере отходов:

  1. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  2. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  3. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  4. Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» (действует до 1 сентября 2026 года);
  5. Постановление Правительства РФ от 28.02.2022 № 271 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. № 2290»;
  6. Постановление Правительства РФ от 13.04.2022 № 648 «О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» (вступает в силу с 1 сентября 2022 года);
  7. Приказ Минтранса России от 22.11.2021 № 399 «Об установлении образцов специальных отличительных знаков, обозначающих класс опасности отходов, а также Порядка нанесения их на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов» (действует до 1 марта 2028 года);
  8. Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов»;
  9. Приказ Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду»;
  10. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (музоровозы);
  11. Постановление Правительства РФ от 18.10.2019 № 1346 «Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности»;
  12. Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» (музоровозы);
  13. «Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов», утв. Минстроем России 02.11.1996 (полигоны ТБО);
  14. СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (полигоны ТБО);
  15. СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (медицинские отходы);
  16. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан» (медицинские отходы).

Благодарственные письма
Все отзывы
Работая с нами, вы получите
Бесплатную консультацию Бесплатную консультацию
Специалисты нашей компании ответят на все интересующие вас вопросы, запросят и предоставят необходимую информацию.
Сжатые сроки Сжатые сроки
Все поставленные задачи выполняются оперативно и в пределах сроков, предусмотренных законом.
Опыт профессионалов Опыт профессионалов
Мы дорожим выстроенной репутацией. Команда опытных юристов и специалистов смежных областей помогут развить ваш бизнес.
Юридическое сопровождение Юридическое сопровождение
Юристы нашей компании ответят на интересующие вас вопросы, подготовят необходимые документы и направят их в соответствующие государственные органы.
Легальность и легитимность Легальность и легитимность
АО «РИНФИН» оказывает консалтинговые и юридические услуги в полном соответствии с действующим законодательством.
Стабильного партнера Стабильного партнера
АО «РИНФИН» работает с 2007 года. Стабильный срок на рынке сделал нашу компанию надежным партнером для многих отечественных предпринимателей.