ТЕЛЕФОН РИНФИН
Россия (бесплатно)
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Краснодар
Москва
8 (800) 222-92-88
8 (812) 998-92-88
8 (343) 382-92-88
8 (861) 299-92-88
8 (495) 748-92-88
Телефоны в других регионах
связаться
обратный звонок
 

Минэкономразвития раскритиковало существующую в России систему государственного лицензирования

Минэкономразвития подготовило доклад о состоянии лицензирования в 2018 году. В Министерстве пришли к выводу о том, что лицензирование позволяет предотвратить отдельные случаи причинения ущерба охраняемым ценностям, однако оно не может остановить рост общего числа нарушений. Кроме того, в ведомстве отметили, что для некоторых видов деятельности лицензирование вовсе не нужно.

Авторы доклада напомнили о том, что задача лицензирования заключается в предотвращении ущерба «правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия... обороне и безопасности». При этом обязательному государственному лицензированию подлежат виды деятельности, где «риск причинения указанного ущерба, как правило, отсутствует».

Кроме того, в Минэк полагают, что базовый для системы лицензирования Федеральный закон № 99 требует доработки. Авторы доклада полагают, что специальные нормы лицензирования имеют «существенные и, чаще всего, неоправданные несовпадения» с базовым законом: необходимо сделать его универсальнее, распространив на всю лицензионную деятельность.

В Министерстве также отметили стабильное сокращение общего числа действующих лицензий. С 2017 года их число сократилось на 0,1% и составило 620,5 тысяч. Новых лицензия было выдано 52,7 тысяч. При этом 62% лицензий приходится на пять сфер:

  1. образование;
  2. медицина;
  3. розничная торговля алкоголем;
  4. работы с противопожарными системами;
  5. фармацевтика.

В 12 видах деятельности число лицензиатов не превышает 100 (включая производство этилового спирта, хранение и уничтожение химоружия, пассажирские железнодорожные перевозки и азартные игры) — и с учетом того, что в них и без того осуществляется тщательный госконтроль, лицензирование для них может быть отменено в рамках «регуляторной гильотины», считают в Минэкономики.

Доклад выявил, что электронная форма лицензирование «не получила широкого распространения». Электронные обращения являются не обязательными и поступают по усмотрению заявителей. В 2018 году в электронной форме обратились 8,4% против 5,5% в 2017 году. Но Минэкономики уже внесло в Госдуму законопроект о переходе к реестровой модели лицензирования, закрепляющий отказ от бумажных лицензий в пользу электронных записей в общедоступных реестрах.

Контроль после выдачи лицензии, как и сам процесс ее получения, не является существенной нагрузкой на бизнес, отмечают в ведомстве: проверкам подверглись всего 9,3% лицензиатов (против 8% в 2017 году), а административные наказания были наложены менее чем на половину нарушителей. В то же время доклад констатирует существенный рост доли выявляемых нарушений — 41,8% против 38,1% годом ранее,— но грубых нарушений из них лишь 5,3%: целый ряд видов лицензируемой деятельности просто «не представляет реальной угрозы причинения вреда». Таким образом, хотя система лицензирования «позволяет предупреждать некоторое число случаев причинения вреда» охраняемым ценностям, «обеспечить допуск на рынок исключительно лиц, соответствующих всем установленным требованиям», она не способна, заключают в Минэкономики.

АО «РИНФИН» оказывает юридическую помощь в получении различных лицензий.

 
Пресс-служба Финансово-юридической компании ОАО «РИНФИН» Специально для Финансово-юридической компании АО "РИНФИН"

Теги: Лицензирование, Минэкономразвития, законопроект, ФЗ № 99 от 04.05.2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности», Цифровая экономика, электронные услуги