Получить лицензию на отходы следует тем предприятиям, которые занимаются обращением с опасными отходами. Нужна лицензия на деятельность по сбору, обработке, транспортированию, обезвреживанию, размещению и утилизации опасных отходов, которые относятся к 1 - 4 классу опасности.
В чем отличие лицензии на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) от лицензии на перевозку жидких бытовых отходов (ЖБО)?
Твердые бытовые отходы представляют собой мусор, созданный человеком, который подлежит вывозу на специальный полигон. ТБО подразделяют на органический мусор (например, пищевые продукты) и бытовой (например, стекло, пластмасса и так далее). При этом твердые бытовые отходы могут относиться к любому из 5 классов опасности. Для обращения с ТБО, относящегося к 1 -4 классу опасности, компании необходимо получить лицензия Росприроднадзора.
Жидкие бытовые отходы образуются в домах, которые не связаны с централизованной системой канализации. ЖБО относятся к малоопасным отходам – это 4 класс опасности. Однако данный вид отходов токсичен и подлежит регулярному удалению из помещения и обезвреживанию. Лицензия на сбор отходов 4 класса опасности также необходима.
Этапы и условия получения лицензии на по обращению с отходами (ТБО) на удобной и понятной инфографике: классы отходов, стоимость и сроки, этапы оформления, заявительные документы, перечень видов работ, требования к специалистам.
Согласно Федеральному закону № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» осуществление деятельности по обращению с опасными отходами (I - IV класс опасности) допускается при наличии соответствующей лицензии:
Лицензированием в сфере обращения с отходами занимается Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Лицензию на обращение с опасными отходами выдают территориальные подразделения Росприроднадзора.
Территориальные подразделения Росприроднадзора вправе принять следующие решения:
Получение лицензии на транспортировку отходов занимает некоторое время. Сроки предоставления лицензии:
Чтобы получить лицензию на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию отходов необходимо предоставить в территориальный орган Росприроднадзора следующие документы:
Чтобы переоформить лицензию на отходы, при намерении сменить адрес, указанный в лицензии, или выполнять новые работы, лицензиат представляет в территориальный орган Росприроднадзора следующие заявительные документы:
Чтобы переоформить лицензию в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, прекращения лицензируемого вида деятельности по одному или нескольким адресам ее осуществления, указанным в лицензии, прекращения выполнения одного или нескольких видов работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, Заявитель представляет в территориальный орган Росприроднадзора:
Для прекращения действия лицензии Заявитель представляет в территориальный орган Росприроднадзора:
Для получения дубликата лицензии Заявитель представляет в территориальный орган Росприроднадзора:
Для получения копии лицензии Заявитель представляет в территориальный орган Росприроднадзора заявление о предоставлении копии лицензии, оформленное в соответствии с приказом Росприроднадзора № 132 от 16 марта 2016 года.
Для получения сведений о конкретной лицензии Заявитель представляет в территориальный орган Росприроднадзора заявление о предоставлении сведений о конкретной лицензии, оформленное в соответствии с приказом Росприроднадзора № 132 от 16 марта 2016 года.
Территориальные органы Росприроднадзора могут отказать в приеме документов, необходимых для предоставления лицензии на вывоз отходов, если усиленная квалифицированная электронная подпись заявителя признана недействительной (в случае направления заявительных документов в электронной форме).
Территориальные органы Росприроднадзора не могут приостановить процесс выдачи соответствующей лицензии.
Территориальные органы Росприроднадзора могут отказать в предоставлении или переоформлении лицензии, если установлено, что:
Территориальные органы Росприроднадзора не могут отказать в выдаче дубликата или копии лицензии. Также они не могут отказать в прекращении действия лицензии и в предоставлении сведений о конкретной лицензии.
За предоставление, переоформление, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина, регламентированная пунктом 92 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса:
В соответствии с пунктом 4 части 1 статья 333.18 Налогового Кодекса, при обращении за выдачей документов оплата государственной пошлины производится до выдачи соответствующего документа. Иная плата за предоставление лицензии на опасные отходы законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Медицинские отходы – это мусор, образованный медицинскими и фармацевтическими организациями. Медотходы также подразделяются на пять классов по степени их токсикологической, эпидемиологической и радиационной опасности:
В соответствии со статьей 49 Федерального закона №323 «Об основах охраны здоровья граждан», медицинские отходы (классов А, Б, В, Г, Д) подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом медицинские отходы класса «Г» представляют собой токсикологически опасные отходы I – IV классов опасности. Вывоз отходов класса «Г» для обезвреживания и утилизации осуществляется организациями, которые имеют лицензию Росприроднадзора.
Федеральный закон №89 «Об отходах производства и потребления» не относится к медицинским отходам. Об этом говорится в Письме Минприроды № А-10-04-32/26588 от 4 декабря 2017 года. Медотходы становятся отходами производства после обеззараживания, но закон не установил требования к тем, кто должен этим заниматься. В настоящее время только СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» регламентирует сферу обращения с медицинскими отходами. Документ устанавливает классификацию отходов по степени опасности, правила для медорганизаций (как и в какие сроки должен необходимо собирать, хранить и вывозить за пределы территории, цвет мешков и контейнеров для сбора и правила их маркировки). Однако СанПиН не регламентирует утилизацию медицинских отходов, то есть эти правила перестают действовать после того, как автомобиль с медицинскими отходами покинул лечебное учреждение.
Согласно СП 2.1.7.1038-01, на полигоны твердых бытовых отходов осуществляется прием твердых отходов лечебно - профилактических учреждений (ЛПУ) в соответствии с правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно - профилактических учреждений.
Полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
Организация, эксплуатирующая полигон, разрабатывает регламент и режим его работы, инструкцию по приему бытовых отходов, обеспечивает контроль за составом поступающих отходов, ведет круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляет контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивает технологический цикл по изоляции отходов.
На полигон ТБО принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово - парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3 - 4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с центром госсанэпиднадзора в территории (далее территориальным ЦГСЭН).
Обезвреживание твердых, жидких и пастообразных отходов, обладающих радиоактивностью, осуществляется на специальных полигонах, организованных в соответствии с основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности.
Захоронение и обезвреживание твердых, пастообразных отходов промышленных предприятий (1 - 2 класса опасности), в которых содержатся токсичные вещества, тяжелые металлы, а также горючие и взрывоопасные отходы, должно производиться на полигонах, организованных в соответствии с санитарными правилами о порядке накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.
На полигоны твердых бытовых отходов осуществляется прием твердых отходов лечебно - профилактических учреждений (ЛПУ) в соответствии с правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно - профилактических учреждений. При этом на полигон ТБО не допускается прием трупов павших животных, конфискатов боен мясокомбинатов.
На полигонах не разрешается сбор вторичного сырья непосредственно из мусоровозного транспорта. Сортировка и селективный сбор отходов допускаются при соблюдении санитарно - гигиенических требований. Территориальный ЦГСЭН осуществляет санитарный надзор за устройством и эксплуатацией полигонов в соответствии с ежегодными графиками работы; дает санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии выбранного участка гигиеническим требованиям для устройства полигонов ТБО.
Не допускается размещение полигонов на территории зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников; во всех зонах охраны курортов; в местах выхода на поверхность трещиноватых пород; в местах выклинивания водоносных горизонтов, а также в местах массового отдыха населения и оздоровительных учреждений.
Размер санитарно - защитной зоны от жилой застройки до границ полигона 500 метров. Кроме того, размер санитарно - защитной зоны может уточняться при расчете газообразных выбросов в атмосферу. Границы зоны устанавливаются по изолинии 1 ПДК, если она выходит из пределов нормативной зоны. Уменьшение санитарно - защитной зоны производится в установленном порядке. На участке, намеченном для размещения полигона для бытовых отходов, проводятся санитарное обследование, геологические и гидрологические изыскания. Перспективными являются места, где выявлены глины или тяжелые суглинки, а грунтовые воды находятся на глубине более 2 метров. Не используются под полигоны болота глубиной более 1 метра и участки с выходами грунтовых вод в виде ключей. Целесообразно участки под полигоны выбирать с учетом наличия в санитарно - защитной зоне зеленых насаждений и земельных насыпей.
Участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки города и его пригородной зоны. Полигон для твердых бытовых отходов желательно размещать на ровной территории, исключающей возможность смыва отходов и загрязнения ими прилегающих земельных площадей и открытых водоемов, расположенных вблизи населенных пунктов. Допускается отвод земельного участка под полигоны ТБО на территории оврагов, начиная с его верховьев, что позволяет обеспечить сбор и удаление талых и ливневых вод путем устройства перехватывающих нагорных каналов для отвода этих вод в открытые водоемы.
Полигон состоит из двух взаимосвязанных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов. По всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона.
С учетом объема годовых атмосферных осадков, испарительной способности почв и влажности складируемых ТБО учитывается возможность образования в их толще жидкой фазы - фильтрата.
Для полигонов, принимающих менее 120 тысяч м3 ТБО в год, рекомендуется траншейная схема складирования ТБО. Траншеи устраиваются перпендикулярно направлению господствующих ветров, что препятствует разносу ТБО. Грунт, полученный от рытья траншей, используется для их засыпки после заполнения ТБО. Основание (днище) траншеи в климатических зонах, где возможно образование фильтрата, должно быть не менее чем на 0,5 м заглублено в глинистые грунты. Длина одной траншеи должна устраиваться с учетом времени заполнения траншей:
Складирование ТБО в воду на болотистых и заливаемых паводковыми водами участках не допускается. До использования таких участков под полигон ТБО на них должна устраиваться подсыпка инертными материалами на высоту, превышающую на 1 м максимальный уровень поверхностных или паводковых вод. При подсыпке устраивается водоупорный экран. При наличии грунтовых вод на глубине менее 1 м на поверхность наносится изолирующий слой с предварительным осушением грунта.
Для получения лицензии на ТБО соискатель, планирующий осуществлять транспортировку отходов I - IV классов опасности, должен иметь специально оборудованное и снабженное специальными знаками транспортное средство. В Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) (утв. Постановлением Правительства № 1156) приводится термин «мусоровоз». Под ним понимается транспортное средство категории N, которое используется для перевозки ТКО. В тоже время ГОСТ Р 52051-2003 установил, что транспортное средство категории N должно иметь не менее четырех колес и предназначаться для перевозки грузов. Кроме того, с 1 января 2018 года не допускается использованием мусоровозов, которые не оснащены аппаратурой спутниковой навигации, что призвано помешать выгрузке ТБО вне оборудованных полигонов, предназначенных для размещения отходов (полигон ТБО).
Согласно Федеральному закону № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», сбор, обработка, транспортировка, обезвреживание, размещение и утилизация опасных отходов (I - IV класс опасности) допускаются при наличии соответствующей лицензии. Необходимо пояснить, что Министерство природных ресурсов еще в 2001 году разделило отходы на 5 классов опасности, в настоящее время все они перечислены в статье 4.1 Федерального закона № 89 «Об отходах производства и потребления»:
К чрезвычайно опасным отходам относятся: отходы полихлорированных дифенилов, терфенилов, полибромированных дифенилов, отходы веществ и изделий, которые их содержат; отработанные трансформаторы с пентохлордифенилом; отработанные конденсаторы с пентохлордифенилом; отработанные конденсаторы с трихлордифенилом; шлам, содержащий тетраэтилсвинец (антидетонационные присадки и отходы, которые содержат металлоорганические соединения); крезол (остатки крезола, который потерял потребительские свойства); синтетические и минеральные масла, которые содержат полихлорированные дифенилы и терфенилы, утратившие потребительские свойства; в твердом виде отходы солей мышьяка; ртутьсодержащие изделия, устройства, приборы, которые потеряли потребительские свойства; отработанные (брак) ртутные термометры, утратившие потребительские свойства; асбестовая пыль, отходы асбеста, волокно и др.
К высокоопасным отходам относятся: медно-жильный освинцованный кабель, утративший потребительские свойства; свинцовые отработанные (брак) аккумуляторы (неповрежденные, с неслитым электролитом); остатки рафинирования нефтепродуктов, отходы кислых смол, кислого дегтя; аккумуляторные отработанные щелочи; аккумуляторная серная кислота отработанная; в твердом виде отходы хлорида меди; в твердом виде отходы солей свинца; незагрязненные свинцовые опилки и др.
К умеренно опасным отходам относятся: покрытый никелем медный провод (незагрязненный), утративший потребительские свойства; ацетон, утративший потребительские свойства; обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел от 15%); шлам очистки трубопроводов и емкостей (гудронаторов, бочек, цистерн, контейнеров) от нефти; дизельное топливо, утратившее потребительские свойства; авиационные, автомобильные и моторные масла, утратившие потребительские свойства; пыль цементная; песок, загрязненный бензином (количество бензина от 15%); загрязненный маслами песок (содержание масел от 15%); свежий навоз от свиней; свежий помет гусиный, утиный, куриный; табачная пыль и др.
К малоопасным веществам относятся: строительный мусор от разборки зданий; несортированный мусор от бытовых помещений организаций (за исключением крупногабаритного); несортированные отходы из жилищ (за исключением крупногабаритных); отработанные покрышки; в твердой форме отходы битума, асфальта; несортированные отходы, содержащие бронзу (в том числе пыль бронзы); незагрязненная пыль черных металлов; несортированные отходы, содержащие чугун (в том числе чугунную пыль); гипсовая пыль; бетонная пыль; пыль от шлаковаты; кирпичная пыль; отходы мела в виде порошка или пыли; разнородные отходы бумаги и картона (например, содержащие отходы фотобумаги); отходы рубероида; опилки разнородной древесины (например, содержащие опилки древесно-стружечных и/или древесно-волокнистых плит); отходы перьев и пуха; свежий навоз от звероводческих хозяйств; свежий конский навоз; свежий навоз от мелкого и крупного рогатого скота; перепревший навоз от свиней; перепревший помет утиный, гусиный, куриный и др.
Состав отходов 5 класса опасности: скорлупа от куриных яиц; отходы щепы, опилки и стружка натуральной чистой древесины; деревянная упаковка (невозвратная тара) из натуральной древесины; отходы бумаги и картона от резки и штамповки; обрезь гофрокартона; зола древесная и соломенная; керамические изделия, потерявшие потребительские свойства; строительный щебень, потерявший потребительские свойства; бой строительного кирпича; отходы гипса в кусковой форме; абразивные круги отработанные, накипь котельная; отходы цемента в кусковой форме; лом чугунный, стальной, черных металлов и алюминия несортированный; стружка стальная незагрязненная; железные бочки, потерявшие потребительские свойства; пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства; отходы полиэтилена в виде пленки; отходы из жилищ крупногабаритные; мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный; пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные; отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами, промышленными товарами; отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений, культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий; электрические лампы накаливания отработанные и брак; отходы изолированных проводов и кабелей.
Критерии, которые относят отходы к тому или иному классу опасности, утвердило Министерство природных ресурсов и экологии (Приказ № 536 от 04.12.2014 года). Они предназначены для ИП и юрлиц, которые образуют отходы, а также для Росприроднадзора и его территориальных органов.
Таким образом, лицензированию подлежат сбор, обработка, транспортировка, обезвреживание, размещение и утилизация отходов, которые относятся 1-4 классу опасности. Лицензия на 5 класс опасности отходов не нужна.