Товарный знак (ТЗ) — это зарегистрированное в законном порядке обозначение, применяющееся как средство индивидуализации (символизации) товара или услуги. С момента регистрации правообладатель получает исключительное право на его использование и распоряжение им, что подтверждается официально выданным свидетельством.
Выдается Роспатентом — Федеральной службой по интеллектуальной собственности (является органом исполнительной власти). Предварительно необходимо пройти проверку в ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» (ФИПС), именно здесь и принимаются заявки на регистрацию товарного знака.
Регион действия: Вся территория Российской Федерации (если ТМ не является международным).*
*Для международного торгового знака — в каждой стране требуется регистрировать свой ТЗ.
Срок действия: документ действует 10 лет, и может быть продлен неограниченное число раз. Информация вносится в Государственный реестр ТЗ, публикуется в официальном бюллетене. Собственник вправе оповестить об этом всех путем нанесения на свой товар буквы R (предупредительная маркировка).
Срок получения товарного знака: составляет 17 месяцев, но иногда, в силу загруженности ведомства, заявки рассматриваются не сразу, в таком случае срок получения свидетельства может составлять - до 2-х лет.
Конечный срок складывается из регламентных сроков, установленных ФИПС и Роспатентом, и включает в себя: формальную экспертизу (1 месяц), срок на проведение экспертизы заявленного обозначения (12 месяцев) и срока, выделенного на уплату пошлин за регистрацию ТЗ (4 месяца).
Регистрация товарного знака ® ™ представляет собой обязательную процедуру уникализации товаров и (или) услуг для юридических лиц, которые хотят на законных основаниях защитить свой бренд, выступающий в роли эффективного ориентира для потребителя, и репутацию от копирования и недобросовестного использования конкурентами.
Финансово-юридическая компания АО «РИНФИН» оказывает услуги по регистрации товарного знака юридическим лицам и предпринимателям. Проводим многоэтапную предварительную (полную) проверку на уникальность, помогаем клиентам разрешить спорные моменты с ФИПС в области охраны и защиты товарных знаков, выполняем подготовку документы для их подачи в Роспатент. В ходе оказания услуг оказываем полное сопровождение на любых этапах процедуры, вплоть до получения готового свидетельства на руки заказчиком.
Что бы зарегистрировать свой товарный знак и проверить возможность регистрации ваших идей, достаточно связаться с нами любым предоставленным способом.
Физические лица не могут регистрировать товарный знак! Данная процедура доступна только юридические лицам.
В российском законодательстве официально признаны «товарный знак» и «знак обслуживания».
Товарный знак — употребляется в отношении продукции (товаров). Также можно встретить упоминие "торговый знак", что по сути является синонимом.
Знак обслуживания — относится и используется в качестве обозначения работ и услуг.
Правила их оформления и использования идентичны. Затруднения на практике вызывает вопрос, чем ТЗ отличается от торговой марки (ТМ), поскольку эти наименования часто употребляются как синонимы.
Торговая марка (ТМ) — маркетинговый комплекс, включающий имя, термин, изображение, символ или их сочетания, выделяющие продукт из серии аналогичных, информирующие потребителя об источнике его происхождения (производителе). Это образ, визуально воплощенный в слогане, музыкальном мотиве, логотипе, упаковке.
Только после государственной регистрации марка переходит в разряд Товарного знака, приобретает правой статус и юридическую защищенность. Никто не может использовать его (отдельные элементы) без разрешения правообладателя. За нарушение закона предусмотрена гражданско-правовая и уголовная ответственность. Таким образом, суть различия между этими понятиями сводится к наличию (отсутствию) правовой охраны.
Обозначения, применяемые к товарам, обычно проставляются на самих предметах и упаковке. Предприятия обслуживания их используют на вывесках, фирменных бланках и других документах, идентифицирующих услуги (работы). Допускаются любые, черно-белые, цветные, голографические обозначения.
Наиболее распространены следующие виды символизации:
Регистрация товарного знака ограничивает территорию его правовой защиты границами государства, где подавалась заявка. Это значит, что в любой другой стране его могут повторить без каких-либо юридических последствий.
Таким образом, процедуру регистрации любого бренда можно разделить регионально на две категории:
Регистрация в России: Дает исключительное право на использование (ТОЛЬКО!) на всей территории РФ.
Международная регистрация: Владелец получает исключительное право на ТЗ (нельзя повторить именно по этим классам МКТУ) в перечне стран, указанном при подаче национальной заявки.
КЛАССЫ МКТУ Представляют собой общепринятый международный классификатор товарров и услуг. Его придется указывать как для международной, так и для стандартной процедуры регистрации.
Юридические лица и предприниматели, планирующие выход на зарубежные рынки, вынуждены оформлять ТЗ отдельно на территории каждой из стран продвижения. Это требует значительных финансовых затрат и занимает много времени. Процесс облегчает международная регистрация товарного знака под управлением ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности).
Участницами Мадридского соглашения (1891 г) и затем Мадридского протокола (1989 г) являются около 90 стран, в том числе Россия. Регистрация по этой системе позволяет:
Для государств, подписавших Соглашение, общий срок оформления ТЗ не может составлять больше 12 месяцев, для присоединившихся к Протоколу — 18 месяцев. Необходимое условие — наличие регистрации ТЗ в собственной стране, либо поданное заявление. Срок действия международного свидетельства не ограничен, однако каждые 10 лет его нужно продлевать, уплатив соответствующую пошлину.
Закон не обязывает предпринимателя, создавшего свою уникальную марку, регистрировать как торговый знак. Отсутствие юридической защиты влечет за собой негативные последствия для самого обладателя.
Кроме безвозвратной потери своей марки, создатель может оказаться в ситуации ответчика за ее незаконное использование, оплатить штрафы и судебные издержки. При любом стечении обстоятельств это ослабляет конкурентоспособность бизнеса, влечет за собой финансовые потери.
Функции по охране интеллектуальной собственности в России возложены на Роспатент, а непосредственно по регистрации товарных знаков — на государственное учреждение «Федеральный институт промышленной собственности, или ФИПС (структурное подразделение Роспатента).
Институт не имеет территориальных подразделений, поэтому подача заявлений осуществляется только через Москву.
Обратиться за государственной регистрацией торговой марки может юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель. Физические лица, не имеющие статуса ИП, не могут стать правообладателем торгового знака.
Заявка должна быть написана на русском языке, к ней прилагается полный пакет документов, по дате ее поступления определяется приоритет.
Предварительным шагом к регистрации вашего обозначения является его проверка на тождественность среди уже зарегистрированных знаков в реестре ФИПС, и если такая схожесть будет обнаружена, заявку отклонят.
Процедура проводится в несколько этапов, которые включают в себя:
Предварительная проверка является наиболее быстрым, но не точным вариантом, позволяя провести проверку среди зарегистрированных знаков.
Полная проверка выполняется среди заявлений, поданных на регистрацию, то есть среди тех знаков которые уже имеют первичный приоритет регистрации, но еще не закончили полный цикл регистрации.
Закон не обязывает предпринимателя, создавшего свою уникальную марку, регистрировать ее как торговый знак. Однако отсутствие юридической защиты влечет за собой ряд негативных последствий для самого обладателя.
Вот основные из них:
Кроме безвозвратной потери своей марки, создатель бренда может оказаться в ситуации ответчика за ее незаконное использование, а также ему придется оплатить штрафы и судебные издержки. При любом стечении обстоятельств это ослабляет конкурентоспособность бизнеса, влечет за собой финансовые потери.
Компания оказывает услуги по регистрации товарного знака больше 10 лет. Работаем «под ключ» — от консультации до разработки уникального обозначения и получения свидетельства о регистрации. Порядок регистрации товарного знака в РФ регулируется Административным регламентом, утвержденным Приказом Минэкономразвития № 483 от 20.07.2015 года. Процедура осуществляется в несколько этапов.
Пошлина за "формальное рассмотрение" заявления со стороны Роспатента, уплачивается до его подачи, квитанция прилагается к пакету. Далее она вносится перед экспертизой знака и после получения свидетельства. При получении отказа, деньги не возвращаются. Это еще одно веское основание для того, чтобы обратиться к профессиональным своего дела, оказывающим услуги по регистрации ТЗ.
ВИДЫ И РАЗМЕР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОШЛИН, ВНОСИМЫХ ПРИ РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНОГО ЗНАКА - ПОДРОБНЕЕ⇓
Юридические действия | Сумма, руб. | Примечание |
регистрация заявки | 3 500 | При подаче заявки онлайн (через портал Госуслуг) снижается на 15 % |
включение дополнительных классов МКТУ до 5 (пяти) | 2 500 за каждый дополнительный класс | |
включение дополнительных классов МКТУ свыше 5 (6,7,8..) | 1000 за каждый дополнительный класс | |
проведение формальной экспертизы обозначения плюс 1 класс МКТУ (уже включен по умолчанию) | 11 500 | |
продление срока предоставления документов | 2 000 | |
внесение изменений в заявку | От 2 800 до 5 000 | |
выдача свидетельства | 16 000 | При уплате позднее чем через 4 месяца после получения (до полугода) повышается на 50 %. |
Свидетельство на товарный знак – это официальный документ, выдаваемый Роспатентом и подтверждающий факт регистрации товарного знака. Он также имеет удостоверяющий приоритет товарного знака и дает исключительное право владельцу на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
Свидетельство выдается владельцу (заявителю) товарного знака в ФИПС, либо отправляется почтой.
В зависимости от вида и территории регистрации (только России или международная регистрация), для того чтобы успешно зарегистрировать вашу товарную марку, понадобится предоставление следующего перечня документов в адрес Роспатента:
Для регистрации товарного знака юридического лица:
Для регистрации товарного знака индивидуального предпринимателя:
Документы для международной регистрации товарного знака юридического лица:
Документы для международной регистрации товарного знака индивидуального предпринимателя (ИП):
Указание наименования компании, при заполнении заявления, пишется латиницей.
Первичная экспертиза заявки в Роспатенте на правильность составления и полноту приложенных документов проводится за 30 дней. Для экспертизы логотипа компании, торгового знака отводится 12 месяцев. Общий срок регистрации товарного знака ограничен законом и составляет 18 месяцев плюс 2 недели, однако может быть продлен в случае предоставления дополнительных документов или проведения проверок.
Наименование услуг | Стоимость в руб. | Сроки |
Предварительная проверка комбинированного знака | Бесплатно | 1 рабочий день |
Формальная проверка в ФИПС | 17 500 за 5 классов МКТУ (включая регистрацию заявки) + 700 за каждый последующий класс | 30 календарных дней |
Получение свидетельства (госпошлина) | 11 200 | 10-16 месяцев |
Услуга по регистрации товарного знака (ТЗ) в Роспатент | 25 000 | 3 рабочих дня |
В среднем, намерение зарегистрировать торговую марку в России обходится в цену около 50 тысяч рублей с учетом госпошлин, исходя из 1 класса МКТУ, включая проверку по базе ФИПС. При международном оформлении сумма пошлины рассчитывается в валюте. В этом случае, регистрация торговой марки стоимость и сроки определяются ВОИС и отдельными государствами — участниками Мадридского соглашения. Так, в отношении одного класса товаров сумма составит 903 швейцарских франка.
*В цену услуги регистрации товарного знака в России стоимость пошлинных сборов не входит.
Из всех перечисленных выше оснований для отказа, наиболее спорным является сходство с коммерческими обозначениями (ст. 1538 ГК РФ). Визуальные элементы сходства легко определяются проверкой по государственному реестру ФИПС, фирменные наименования содержатся в ЕГРЮЛ.
Что касается коммерческих обозначений, то такого списка нет нигде, и любой из конкурентов вправе создать его в любое время. Это одна из причин для соблюдения строгой конфиденциальности при регистрации фирменной марки. Тщательная проверка знака на уникальность, оформление патента на упаковку, форму, другие материальные носители обеспечивают дополнительную защиту элементов вашего бренда от сторонних посягательств.