Обновление требований к экологической инвентаризации в 2025 году
Министерство природных ресурсов и экологии РФ совместно с Росприроднадзором опубликовали серию официальных писем, содержащих важные разъяснения о порядке проведения инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ и инвентаризации объектов размещения отходов. Эти документы (письма Минприроды от 22.10.2025 № 25-47/44778, от 27.10.2025 № 12-47/45425 и письмо Росприроднадзора от 31.10.2025 № ВЧ-09-03-34/50005) вносят ясность в практические аспекты экологического законодательства для предприятий, имеющих объекты негативного воздействия на окружающую среду (НВОС).
Распределение ответственности за инвентаризацию выбросов между арендодателем и арендатором
Одним из наиболее значимых нововведений стало четкое определение ответственности за проведение инвентаризации источников выбросов в арендных отношениях.
Кто должен проводить инвентаризацию при аренде?
Согласно позиции регуляторов, стороны арендных отношений вправе самостоятельно определить в договоре аренды, кто будет осуществлять инвентаризацию выбросов на объекте. Это важный шаг towards гибкости регулирования, позволяющий бизнесу оптимизировать процессы.
Ключевой момент ответственности:
- Ответственным за экологический контроль и инвентаризацию выбросов считается лицо, подавшее заявку о постановке объекта на учет как объекта НВОС
- Если производственная площадка стоит на учете как единый объект НВОС (обычно на арендодателя), именно он несет конечную ответственность перед государством
- Обязанности по договору могут быть делегированы арендатору, но контроль остается за владельцем объекта НВОС
Альтернативный вариант - раздельная регистрация НВОС
Предприятия могут выбрать альтернативный путь: регистрацию зон влияния арендодателя и арендатора как самостоятельных объектов НВОС. В этом случае каждый участник отношений самостоятельно проводит инвентаризацию в рамках своей деятельности.
Новые подходы к инвентаризации объектов размещения отходов
Не менее важные изменения касаются методики проведения инвентаризации объектов размещения отходов.
Использование маркшейдерской съемки для инвентаризации отходов
Минприроды подтвердило допустимость использования результатов маркшейдерской съемки при инвентаризации объектов размещения отходов. Это особенно актуально для:
- Шламохранилищ
- Хвостохранилищ
- Полигонов промышленных отходов
- Иных объектов размещения отходов
Преимущества маркшейдерской съемки:
- Высокая точность определения геометрических параметров
- Точный расчет объемов размещенных отходов
- Объективность данных при проверках Росприроднадзора
Открытый перечень источников информации
Ведомство подчеркивает, что перечень источников информации для инвентаризации отходов является открытым. Предприятия могут использовать любые достоверные данные, соответствующие требованиям законодательства.
Цифровизация экологического контроля
Минприроды акцентировало внимание на доступности цифровых инструментов для экологического контроля:
- Электронная версия характеристики объекта размещения отходов доступна на официальном сайте
- Специализированное ПО для формирования характеристик предоставляется бесплатно
- Унификация данных для упрощения reporting
Практические последствия для бизнеса
Риски несоблюдения требований: Невыполнение требований по инвентаризации влечет серьезные последствия:
Административная ответственность:
- Штрафы по статьям 8.5 и 8.46 КоАП РФ
- Размер штрафов для юридических лиц до 80 000 рублей
- Возможность приостановки деятельности
Репутационные риски:
- Потеря доверия партнеров и инвесторов
- Отрицательное влияние на имидж компании
- Сложности при получении разрешительной документации
Возможности для предприятий
Своевременное выполнение требований открывает новые возможности:
- Оптимизация затрат на экологический контроль
- Снижение рисков при проверках Росприроднадзора
- Упрощение процедуры лицензирования деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности
Профессиональная поддержка в области экологического сопровождения
Почему стоит обратиться к профессионалам?
Самостоятельное выполнение требований экологического законодательства требует значительных ресурсов:
- Необходимость постоянного мониторинга изменений законодательства
- Требуются специальные знания и опыт
- Высокие риски ошибок при оформлении документации
- Значительные временные затраты
Наши услуги по экологическому сопровождению
Мы предлагаем комплексные решения в области экологического сопровождения:
1. Аудит экологических обязательств
- Анализ договоров аренды на предмет распределения экологической ответственности
- Разработка оптимальной модели взаимодействия арендодателя и арендатора
- Подготовка дополнительных соглашений к договорам
2. Инвентаризация источников воздействия на окружающую среду
- Полный комплекс работ по инвентаризации источников выбросов
- Проведение инвентаризации объектов размещения отходов с использованием современных методик
- Взаимодействие с маркшейдерскими службами для получения точных данных
3. Лицензирование деятельности по обращению с отходами
- Сопровождение получения лицензии на обращение с отходами I-IV классов опасности
- Подготовка полного пакета документов
- Поддержка при проверках Росприроднадзора
4. Консультации по объектам НВОС
- Определение оптимальной стратегии постановки на учет
- Сопровождение процесса регистрации объектов НВОС
- Консультации по текущим вопросам экологического compliance
Наши конкурентные преимущества
Глубокий экспертный анализ:
- Постоянный мониторинг изменений законодательства
- Практический анализ новых разъяснений регуляторов
- Разработка готовых решений для клиентов
Комплексный подход:
- Единое решение вопросов инвентаризации, лицензирования и reporting
- Интеграция различных аспектов экологического сопровождения
- Снижение общей стоимости владения
Эффективность и надежность:
- Снижение временных затрат клиентов
- Минимизация рисков при проверках
- Сопровождение на всех этапах взаимодействия с контролирующими органами
Решение для быстрого старта: готовые ООО с экологической лицензией
Для бизнеса, планирующего быстрое начало деятельности в сфере обращения с отходами, мы предлагаем уникальное решение - покупку готовых ООО с действующей лицензией на отходы.
Преимущества готовых решений:
- Мгновенное начало деятельности после оформления сделки
- Отсутствие рисков отказа в лицензировании
- Чистая юридическая история компаний
- Полное соответствие последним требованиям законодательства
Заключение и перспективы развития регулирования
Опубликованные разъяснения Минприроды и Росприроднадзора свидетельствуют о продолжающемся процессе ужесточения экологического контроля в России. В ближайшей перспективе следует ожидать:
- Увеличения количества проверок соблюдения требований к инвентаризации
- Дальнейшей цифровизации процессов экологического контроля
- Ужесточения ответственности за нарушения в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами