Top.Mail.Ru
Минприроды уточнило критерии отходов от упаковки: новые разъяснения требуют срочной проверки бизнес-процессов | Ринфин
Заказать обратный звонок
Поле заполнено некорректно
Поле заполнено некорректно
Пройдите проверку
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Согласитесь, пожалуйста, на обработку персональных данных
Необходима консультация? Обращайся в РИНФИН
Зарегистрированные пользователи получат:
  • Бонусы и скидки на все предоставляемые услуги 10%
Зарегистрироваться
Введите email и пароль
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Согласитесь, пожалуйста, на обработку персональных данных
CAPTCHA
Восстановить Введите email и мы вышлем новый пароль
Нет аккаунта?
Зарегистрироваться
Выберите Ваш город:
А
Б
В
Г
Е
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Х
Ч
Я
17 декабря 2025

Минприроды уточнило критерии отходов от упаковки: новые разъяснения требуют срочной проверки бизнес-процессов

Министерство природных ресурсов и экологии РФ выпустило официальные разъяснения, которые существенно расширяют трактовку понятия "упаковка, подлежащая утилизации". Новый документ закрывает возможные правовые пробелы и делает ответственность производителей и импортеров практически безграничной в рамках установленного перечня. Компаниям, использующим упаковку, необходимо срочно провести аудит своих обязательств во избежание крупных штрафов.

2 декабря 2025 года Министерство природных ресурсов и экологии России направило подведомственным структурам и профильным ассоциациям письмо за № 25-47/51743. Этот документ, уже получивший резонанс в деловом сообществе, содержит критически важные разъяснения по применению расширенной ответственности производителя (РОП). Ведомство дало однозначный ответ на вопрос, который волновал тысячи компаний: как точно определить, подпадает ли конкретная упаковка под обязательства по утилизации.

Суть разъяснений: приоритет перечня над техрегламентом

До недавнего времени многие предприятия, особенно в сфере промышленности и B2B-сектора, руководствовались техрегламентом Таможенного союза ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки". Этот документ определяет требования к упаковке, контактирующей с пищевой продукцией, но не регулирует, к примеру, деревянные или картонные ящики для промышленных товаров.

Минприроды в своем письме четко обозначило: ключевым документом является Распоряжение Правительства РФ № 2971-р, утверждающее перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств. Если упаковка по своему материалу (дерево, пластик, картон, стекло, металл) и функциональному назначению (хранение, транспортировка) соответствует позициям из перечня, обязанность по ее утилизации возникает независимо от двух факторов:

  1. Подпадает ли эта упаковка под действие ТР ТС 005/2011.
  2. Для каких конкретно товаров (пищевых, промышленных, строительных) она используется.

Практический пример из письма: Деревянная тара для сельхозпродукции подпадает под техрегламент, а такая же деревянная тара для станков — нет. Однако с точки зрения РОП и та, и другая упаковка является отходом, который обязан быть утилизирован. Материал (дерево) и назначение (транспортировка) идентичны, а значит, производитель или импортер такой тары обязан выполнить норматив утилизации или заплатить экологический сбор.

Последствия для бизнеса: скрытые риски и потенциальные убытки

Новые разъяснения министерства означают, что круг лиц, ответственных за отходы от упаковки, расширяется. Под пристальное внимание регулятора теперь могут попасть:

  • Производители промышленного и строительного оборудования, использующие деревянную и картонную упаковку.
  • Импортеры компонентов и запчастей, поставляемых в ящиках, на паллетах, в пленке.
  • Компании, которые ранее считали свою упаковку "нерегулируемой" из-за несоответствия техрегламенту.

Статистика и тенденция ужесточения контроля

По данным Росприроднадзора, за 2024 год количество проверок в сфере РОП и обращения с отходами выросло на 18%. Суммы предъявляемых штрафов исчисляются десятками миллионов рублей для крупных игроков. При этом ведомство активно использует перекрестные данные из таможенных деклараций, что делает "незаметным" импортера практически невозможным.

Новое письмо — это часть системной работы государства по закрытию всех возможных лазеек в экологическом законодательстве. Оно сигнализирует о переходе от этапа информирования к этапу безусловного исполнения. Бизнесу дают понять, что трактовка "это не про нас" более не принимается.

Как компании защитить себя: алгоритм действий

  1. Срочный аудит цепочки поставок. Необходимо идентифицировать все виды упаковки, которые компания производит или импортирует, и сопоставить их с перечнем № 2971-р, игнорируя привязку к техрегламенту.
  2. Пересчет нормативов утилизации. Если ранее некоторые виды упаковки не учитывались, нормативы подлежат пересмотру в сторону увеличения.
  3. Проверка лицензионной чистоты. Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (особенно если речь идет об отходах упаковки, которая может быть отнесена к I-IV классам опасности) требует лицензии Росприроднадзора. Работа с отходами без лицензии — это административная, а в отдельных случаях и уголовная ответственность.
  4. Корректировка документации. Внутренние регламенты, договоры с подрядчиками на утилизацию, учетная политика — все должно быть приведено в соответствие с новыми реалиями.

Письмо Минприроды от 02.12.2025 — это не просто очередное разъяснение. Это четкий сигнал рынку: эпоха вольных трактовок в области экологической ответственности окончена. Требования унифицируются и ужесточаются. Для бизнеса это означает необходимость профессионального подхода к экологическому сопровождению деятельности.

Своевременная консультация со специалистами, проведение экологического аудита, правильное оформление лицензий и отчетности — это уже не статьи дополнительных расходов, а инвестиции в безопасность и устойчивость бизнеса. Компании, которые оперативно приведут свои процессы в соответствие с новыми реалиями, не только избегут санкций, но и получат конкурентное преимущество как ответственные и надежные партнеры в условиях "зеленого" трансформации экономики.

РИНФИН оказывает полное юридическое сопровождение процесса получения лицензии на деятельность по обращению с отходами I-IV классов опасности.

Поделиться
Другие новости