2 декабря 2025 года Министерство природных ресурсов и экологии России направило подведомственным структурам и профильным ассоциациям письмо за № 25-47/51743. Этот документ, уже получивший резонанс в деловом сообществе, содержит критически важные разъяснения по применению расширенной ответственности производителя (РОП). Ведомство дало однозначный ответ на вопрос, который волновал тысячи компаний: как точно определить, подпадает ли конкретная упаковка под обязательства по утилизации.
До недавнего времени многие предприятия, особенно в сфере промышленности и B2B-сектора, руководствовались техрегламентом Таможенного союза ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки". Этот документ определяет требования к упаковке, контактирующей с пищевой продукцией, но не регулирует, к примеру, деревянные или картонные ящики для промышленных товаров.
Минприроды в своем письме четко обозначило: ключевым документом является Распоряжение Правительства РФ № 2971-р, утверждающее перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств. Если упаковка по своему материалу (дерево, пластик, картон, стекло, металл) и функциональному назначению (хранение, транспортировка) соответствует позициям из перечня, обязанность по ее утилизации возникает независимо от двух факторов:
Практический пример из письма: Деревянная тара для сельхозпродукции подпадает под техрегламент, а такая же деревянная тара для станков — нет. Однако с точки зрения РОП и та, и другая упаковка является отходом, который обязан быть утилизирован. Материал (дерево) и назначение (транспортировка) идентичны, а значит, производитель или импортер такой тары обязан выполнить норматив утилизации или заплатить экологический сбор.
Новые разъяснения министерства означают, что круг лиц, ответственных за отходы от упаковки, расширяется. Под пристальное внимание регулятора теперь могут попасть:
По данным Росприроднадзора, за 2024 год количество проверок в сфере РОП и обращения с отходами выросло на 18%. Суммы предъявляемых штрафов исчисляются десятками миллионов рублей для крупных игроков. При этом ведомство активно использует перекрестные данные из таможенных деклараций, что делает "незаметным" импортера практически невозможным.
Новое письмо — это часть системной работы государства по закрытию всех возможных лазеек в экологическом законодательстве. Оно сигнализирует о переходе от этапа информирования к этапу безусловного исполнения. Бизнесу дают понять, что трактовка "это не про нас" более не принимается.
Письмо Минприроды от 02.12.2025 — это не просто очередное разъяснение. Это четкий сигнал рынку: эпоха вольных трактовок в области экологической ответственности окончена. Требования унифицируются и ужесточаются. Для бизнеса это означает необходимость профессионального подхода к экологическому сопровождению деятельности.
Своевременная консультация со специалистами, проведение экологического аудита, правильное оформление лицензий и отчетности — это уже не статьи дополнительных расходов, а инвестиции в безопасность и устойчивость бизнеса. Компании, которые оперативно приведут свои процессы в соответствие с новыми реалиями, не только избегут санкций, но и получат конкурентное преимущество как ответственные и надежные партнеры в условиях "зеленого" трансформации экономики.
РИНФИН оказывает полное юридическое сопровождение процесса получения лицензии на деятельность по обращению с отходами I-IV классов опасности.