Заказать обратный звонок
Поле заполнено некорректно
Поле заполнено некорректно
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Согласитесь, пожалуйста, на обработку персональных данных
Необходима консультация? Обращайся в РИНФИН
Зарегистрированные пользователи получат:
  • Бонусы и скидки на все предоставляемые услуги 10%
Зарегистрироваться
Введите email и пароль
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Согласитесь, пожалуйста, на обработку персональных данных
CAPTCHA
Восстановить Введите email и мы вышлем новый пароль
Нет аккаунта?
Зарегистрироваться
2 августа 2019

Росприроднадзор предложил изменить порядок лицензирования в сфере обращения с опасными отходами

В докладе Минэкономразвития о лицензировании отдельных видов деятельности перечислены предложения, поступившие от лицензирующих органов, по оптимизации системы лицензирования в отдельных отраслях. В этой статье мы подробно рассмотрим инициативы выдвинутые Росприроднадзором, ответственным за лицензирование в сфере обращения с опасными отходами.

В докладе Минэкономразвития о лицензировании отдельных видов деятельности перечислены предложения, поступившие от лицензирующих органов, по оптимизации системы лицензирования в отдельных отраслях. В этой статье мы подробно рассмотрим инициативы выдвинутые Росприроднадзором, ответственным за лицензирование в сфере обращения с опасными отходами.

По данным Минэка, основными проблемами при лицензировании деятельности по обращению (сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение) с опасными отходами (отходы I-IV классов опасности) являются следующие:

1. Требования к транспортированию отходов установлены статьей 16 Федерального закона № 89 «Об отходах производства и потребления».

При этом федеральный органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды должен разработать указанный в этой статье порядок транспортировки отходов I-IV классов опасности, предусматривающий требования:

  • требования в зависимости от класса опасности отходов;
  • требования к погрузочно-разгрузочным работам;
  • требования к маркировке отходов;
  • требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности

До настоящего времени указанный порядок не разработан.

2. В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон № 99), место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию.

Объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности или используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

Исходя из содержания данного понятия, таким объектом не может являться город, регион Российской Федерации, субъект Российской Федерации или Российская Федерация в целом. Объектом являются здания, помещения, сооружения или иные объекты, попадающие под понятие «место осуществления лицензируемого вида деятельности», принадлежащие соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании.

При намерении соискателя лицензии осуществлять сбор и транспортирование отходов I-IV классов опасности с использованием транспортных средств, а также обработку, утилизацию и обезвреживание отходов с использованием мобильного оборудования привязку к месту осуществления лицензируемого вида деятельности необходимо осуществлять исходя из понятия «место осуществления лицензируемого вида деятельности», которое в том числе определяет, что место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона № 99 юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получивший лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую представлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

Таким образом, при осуществлении сбора и транспортирования отходов I-IV классов опасности с использованием транспортных средств, то есть движимого имущества, а также обработки, утилизации, обезвреживания отходов с использованием мобильного оборудования (установок), временных технологических площадок обезвреживания без использования объектов капитального строительства, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

Территориальные органы Росприроднадзора не обладают полной информацией о всех организациях, осуществляющих лицензируемый вид деятельности на подведомственной им территории. Это мешает выявлению нарушителей и не позволяет оперативно реагировать на факты нарушения законодательства.

3. Частью 4 статьи 9 Закона № 99 определено, что лицензия действует бессрочно.

Согласно пункту 3 «Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю, а также к лицензиату, являются, в том числе, наличие необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания или размещения отходов I - IV классов опасности).

Договор аренды при условии наличия акта приема-передачи, является документом, подтверждающим право владения такими зданиями, строениями, сооружениями.

Таким образом, до настоящего времени не урегулирован вопрос выдачи бессрочной лицензии на основании договора аренды, который имеет срок действия 1 год. При этом часто представляются документы, срок действия которых менее года.

4. В настоящее время согласно информации, представленной Департаментом Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу, некоторые хозяйствующие субъекты сообщили о том, что некие предприниматели, при обращении в территориальные органы Роспотребнадзора и Росприроднадзора в целях лицензирования деятельности предоставляют сведения о разном количестве видов отходов.

Так, например, при обращении в территориальные органы Роспотребнадзора в целях получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий или оборудования для использования при осуществлении лицензируемых видов деятельности, предоставляют сведения о намерениях осуществлять деятельность по ряду видов отходов (например, 10). При этом в санитарно-эпидемиологическом заключении наименование деятельности изложено в следующей формулировке: «Здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемые для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности»; далее, в скобках уточнен конкретный вид обращения с отходами с указанием класса или диапазона классов опасности отходов без наименования конкретных видов отходов или их групп.

Вместе с тем, в обращениях хозяйствующих субъектов содержится информация о том, что такие юридические лица и индивидуальные предприниматели далее при обращении в территориальные органы Росприроднадзора с заявлением о предоставлении лицензии указывают большее количество видов отходов.

Проверка достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых к нему документах, согласно части 4 статьи 19 Закона № 99 является предметом документарной проверки соискателя лицензии (лицензиата).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Положения № 1062 для получения лицензии соискатель лицензии (лицензиат) направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, в котором в числе прочего указывает: для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.

При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных документах, лицензирующий орган запрашивает сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, в порядке, установленном Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

При этом в ответах территориального органа Роспотребнадзора на межведомственные запросы территориальных органов Росприроднадзора не содержится информация о конкретных видах отходов или их группах (подгруппах) и их количестве, на которые предоставлено то или иное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления лицензируемых видов деятельности. Требований к предоставлению хозяйствующими субъектами экспертного заключения, на основании которого выдается указанное выше санитарно-эпидемиологическое заключение Положением № 1062 не предусмотрено.

Организациям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами 1-4 классов, необходима соответствующая лицензия. К 4 и 5 классу опасности относятся Твердые бытовые и Твердые коммунальные отходы. Об их отличии читайте подробнее в нашей статье. С информацией о порядке получения лицензии Росприроднадзора на обращение с опасными отходами Вы можете ознакомиться на нашем сайте. Кроме того, у нас Вы можете приобрести готовую фирму с лицензией на вывоз твердых бытовых отходов.

 

Поделиться
Другие новости