Россия (бесплатно)
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Краснодар
Москва
8 (800) 222-92-88
8 (812) 998-92-88
8 (343) 382-92-88
8 (861) 299-92-88
8 (495) 748-92-88
Телефоны в других регионах
связаться
обратный звонок
 


В Госдуму внесен законопроект о лицензировании оборота медицинских отходов

На рассмотрение Государственной думы вынесен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предлагается ввести лицензирование в сферу обращения с медицинскими отходами.

Напомним, вопреки распространенному мнению, организации, которые занимаются утилизацией медицинских отходов, не должны иметь лицензию, разрешающую вести такой вид деятельности. Отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В связи с внесением изменений в статью 2 этого Федерального закона медицинские отходы выведены из общей системы регулирования обращения с отходами. Соответственно процедура лицензирования деятельности в области обращения с отходами производства и потребления, предусмотренная федеральными законами № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не распространяется на обращение с медицинскими отходами. То есть не подойдут для работы с медмусором и лицензии, которые дают право на работу с бытовыми отходами 1-4 класса опасности.

Требования, предъявляемые к медицинским отходам, определяются СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», при этом медицинские отходы класса «А», соотносимые в соответствии с указанным документом к твердым коммунальным отходам, в рамках законодательства об отходах производства и потребления определяются 4 классом опасности для окружающей среды, в то же время деятельность при обращении с отходами 4 класса опасности подлежит лицензированию. Аналогичная ситуация при обращении с промышленными отходами, соотносимыми с категорией класса «Г» медицинских отходов, обезвреживаемых и размещаемых на полигонах. Отсутствие института лицензирования медицинских отходов не требует получения санитарно-эпидемиологических заключений на данный вид деятельности, проведения необходимых экспертиз на соответствие санитарным нормам и правилам. Кроме того отсутствуют лицензионные условия к применению организациями, осуществляющими деятельность в области обращения с медицинскими отходами, необходимого сертифицированного оборудования, физических и химических методов обеззараживания, технологий измельчения, спекания и прессования при обезвреживании медицинских отходов классов «Б» и «В», что впоследствии приводит к размещению в окружающей среде медицинских отходов, сохраняющих опасные патогенные свойства.

«Важнейшим элементом обращения с отходами является система учета движения отходов и отчетности при обращении с ними. Система контроля и учета движения медицинских отходов за пределами медицинской организации практически отсутствует (классов «А», «Г» по факту не учитываются в общей системе учета отходов производства и потребления,«Б», «В» учитываются по факту документационного подтверждения лечебным учреждением процесс вывоза и обезвреживания)», - пишут авторы законопроекта - депутаты Законодательного собрания Пермского края.

Отсутствие учета и отчетности в области обращения с медицинскими отходами приводит к недобросовестному исполнению обязанностей хозяйствующими субъектами по сбору, транспортированию, обезвреживанию медицинских отходов, что влечет образование несанкционированных свалок отходов на территории регионов, добавляют депутаты. Таким образом, в субъектах Российской Федерации практически не ведется учет количества медицинских отходов (с разбивкой их по классам опасности), образующихся в медицинских организациях, переданных (транспортированных) для обезвреживания, утилизированных, размещенных на полигонах. Отсутствует также информация о наличии транспортных средств для перевозки медицинских отходов, количестве объектов обезвреживания, утилизации медицинских отходов. Отсутствие соответствующего четкого законодательного закрепления вопросов в сфере обращения с медицинскими отходами, исключение деятельности по обращению с отходами из лицензируемых видов деятельности служат причиной недостаточного правового регулирования и контроля данного вида деятельности и, как следствие, ненадлежащего обращения с медицинскими отходами, создавая риск нанесения ущерба окружающей среде, здоровью населения, включая медицинский персонал, указывают инициаторы в пояснении к законопроекту.

«На основании вышеизложенного, считаем необходимым в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предотвращения негативного воздействия на среду обитания при осуществлении деятельности с медицинскими отходами внести соответствующие изменения и дополнения в отдельные законодательные акты Российской Федерации», - указывают авторы.

Также, по их мнению, существующий институт лицензирования деятельности по обращению с отходами производства и потребления позволяет при формировании пакета документов для получения лицензии провести процедуру проверки полноты и достоверности данных, содержащихся в документах, возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов».

В случае принятия законопроекта, за нарушение его норм будет введена ответственность по статье 8.2 КоАП. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.