Войти
Заказать обратный звонок
Поле заполнено некорректно
Поле заполнено некорректно
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Согласитесь, пожалуйста, на обработку персональных данных
Зарегистрированные пользователи получат:
  • Бонусы и скидки на все предоставляемые услуги 10%
Зарегистрироваться
Введите email и пароль
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Согласитесь, пожалуйста, на обработку персональных данных
Восстановить Введите email и мы вышлем новый пароль
Нет аккаунта?
Зарегистрироваться
21 марта 2017

ФАС предлагает увеличить в 15 раз штрафы за воспрепятствование их проверкам

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России представила проект закона, которым предлагает увеличить размер штрафа для компаний, препятствующих проверкам антимонопольной службы. Проект ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях», называемый «по проверкам Lenovo» (из-за подозрений ФАС в картельном сговоре), опубликован на Официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (см. текст документа).

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России представила проект закона, которым предлагает увеличить размер штрафа для компаний, препятствующих проверкам антимонопольной службы. Проект ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», называемый «по проверкам ЛЕНОВО» (из-за подозрений компании в картельном сговоре), опубликован на Официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (см. текст документа).

Как отмечают в ФАС, существующая в настоящее время санкция за воспрепятствование проведению проверок, закрепленная частью 1 статьи 19.41 КоАП, зачастую не позволяет производить результативный сбор доказательств при проведении расследований нарушений антимонопольного законодательства: штрафы от 5 до 10 тысяч рублей, налагаемые на юридические лица в случае противодействия проверке, не сдерживают противоправное поведение проверяемых компаний, поскольку воспрепятствование проверке и уплата небольшого штрафа для таких лиц выгоднее уплаты «оборотного» штрафа (т.е. штрафа, размер которого зависит от суммы выручки хозяйствующего субъекта) в случае получения антимонопольным органом соответствующих доказательств. Естественно, в такой ситуации не особо поговоришь о повышении законности в сфере антимонопольного регулирования. Кроме того, такие нормы препятствуют контрольной деятельности антимонопольных органов, обосновывают необходимость подготовки проекта акта в службе.

«Анализ, проведенный Федеральной антимонопольной службой, показывает, что в Российской Федерации ежегодно раскрывается все большее количество картелей. Анализ статистики возбужденных антикартельных дел в 2016 году (330 дел) показывает их прирост на 18% по сравнению с 2015 годом (282 дела). При этом более 80 % дел по картелям - сговоры на торгах (298 дел), что почти на 30% больше, чем в 2015 году (232 дела). При этом картели с целью поддержания цен на торгах видоизменились качественно. Если до 2014 года в деятельности картели принимали участие не более 10-20 хозяйствующих субъектов и их деятельность, как правило, охватывала несколько закупочных процедур, то в 2015 - 2016 годах мы наблюдаем, что подобные антиконкурентные соглашения исчисляются уже десятками, а количество торгов, охваченных картелями - тысячами. Наиболее масштабный картель по поставкам медикаментов и изделий медицинского назначения действовал на протяжении нескольких лет и охватил 718 аукционов. Картель по поставке вещевого имущества для силовых структур включил в себя 90 хозяйствующих субъектов», - описывают ситуацию разработчики.

Кроме того, своими действиями сообщники ограничивают или полностью устраняют конкуренцию в различных отраслях экономики. В случае сговоров на торгах, вместо того, чтобы конкурировать между собой, участники договариваются и делят лоты, поддерживают цену, чтобы получить максимальную цену за свой товар (услуг). Следствием таких действий становится неэффективное расходование бюджетных средств и снижение (либо отсутствие) экономии бюджетных средств при проведении торгов.

«Расследования, проводимые антимонопольными органами показывают, что участники картелей сегодня уже не ограничиваются соглашениями, заключенными в целях обеспечения победы на конкретных торгах, компании объединяются с целью осуществления систематической противоправной деятельности на протяжении длительного периода времени (не менее 2-3 лет). Участники картеля выстраивают систему внутренних и внешних взаимосвязей (распределение ролей внутри картеля, обеспечение запланированного результата в торгах посредством соглашений с заказчиком и т.д.). При таких обстоятельствах крайне негативное влияние картели оказывают не только на сектор закупок, но и на рынки в целом. Так, например, антиконкурентное соглашение на закупках нефтепродуктов в Чукотском автономном округе привело к завышению цен на горюче-смазочные материалы более чем на 50% по сравнению с другими сопоставимыми регионами. На фармацевтических рынках сектор государственных закупок составляет более 30%, при этом сегодня действие картелей на торгах выявлено на территории 80 регионов», - приводят статистику в ФАС.

По оценке антимонопольщиков, при ежегодных объемах закупок для государственных нужд и нужд государственных компаний свыше 30 триллионов рублей, ущерб от сговоров на торгах можно оценивать в сотни миллиардов рублей. Общий ущерб от всех картелей (на товарных рынках, при проведении государственных закупок и закупок госкомпаний, при торгах по отчуждению государственного имущества и прав и т.д.) может достигать до 1,5-2% ВВП.

Вместе с тем, не менее негативные последствия как для экономики, так и для конкуренции и рыночных отношений имеют и другие нарушения антимонопольного законодательства: соглашения хозяйствующих субъектов и органов власти, ограничивающие конкуренцию; злоупотребление на рынке хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением; антиконкурентные действия органов государственной власти и местного самоуправления и так далее.

«Основным способом получения доказательств нарушения антимонопольного законодательства, и, в первую очередь, картелей, является внеплановая проверка. Именно благодаря наличию полномочий по проведению таких проверок антимонопольный орган способен эффективно пресекать нарушения», - заявляют в антимонопольной службе.

Сейчас за воспрепятствование проверке граждане наказываются штрафом в размере от 500 до 1 тыс. руб., должностные лица - от 2 до 4 тыс. руб., юридические лица - от 5 до 10 тыс. руб. Новая статья, которую проектирует ФАС, предполагает за такое правонарушение граждан штрафовать на сумму от 10 до 15 тыс. руб., должностных лиц - от 30 до 50 тыс. руб., юридических лиц - от одной двухсотой (0,005) до одной сотой (0,01) совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), но не менее 100 тыс. руб.

В данный момент на портале проектов нормативных правовых актов идут публичные обсуждения идеи ФАС. Дата их окончания - 29 марта 2017 года.

Планируемый срок вступления в силу законопроекта - июль 2017 года.

 

Теги
Другие новости
«Газелькин»: в суде «раздели» на миллион за товарный знак!
23 Сен
Прочее
«Газелькин»: в суде «раздели» на миллион за товарный знак! ООО «Грузовое такси «Газелькин» оштрафовали на 1 миллион рублей! Поводом стало незаконное использование чужих товарных знаков. О подробностях дела рассказывает наш портал......
90
0
Товарный знак

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий или поставить лайк
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: