Россия (бесплатно)
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Краснодар
Москва
8 (800) 222-92-88
8 (812) 998-92-88
8 (343) 382-92-88
8 (861) 299-92-88
8 (495) 748-92-88
Телефоны в других регионах
связаться
обратный звонок
 


СФ одобрил ужесточение ответственности за предоставление недостоверных данных при регистрации юрлиц и ИП

Накануне Совет Федерации одобрил изменения в отдельные законодательные акты в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Поправки внесены в законодательство о нотариате, в законы «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Закон направлен на обеспечение достоверности единого государственного реестра юридических лиц, в том числе, предотвращение создания и деятельности юридических лиц с использованием подставных людей и представления иной недостоверной информации в регистрирующий орган.

В частности, поправками вводятся ограничения на участие в создании юридических лиц на определённый срок для тех, кто ранее был уличен в создании и деятельности фиктивных ЮЛ, то есть нарушавших законодательство РФ. Изменения в законодательство о госрегистрации юридических лиц, предусмотренные проектом, также направлены на исключение злоупотреблений процедурами регистрации при ликвидации юридического лица, в том числе в целях уклонения от исполнения обязательств перед третьими лицами.

Кроме того, законопроектом регламентируется возможность внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице в целях обеспечения достоверности сведений указанного публичного реестра и информирования всех внешних пользователей (в том числе для соблюдения ими должной осмотрительности).

В целях более эффективного противодействия созданию юридических лиц по фиктивным адресам и использования механизма регистрации изменения места нахождения юрлица для уклонения от исполнения гражданско-правовых и публичных обязательств, предъявляются дополнительные требования к таким адресам, а также устанавливается специальный порядок изменения сведений о месте нахождения юридического лица.

Изменения, которые были внесены в КОАП, предполагают уточнение понятия должностного лица в целях безусловного отнесения к субъектам правонарушений учредителей юридического лица, являющихся заявителями при государственной регистрации юридических лиц, увеличение срока давности за правонарушения в сфере государственной регистрации до одного года и введение по ним возможности административного расследования.

Авторы проекта поправок отмечают, что увеличение срока давности необходимо, так как недостоверность сведений для государственной регистрации юридического лица сведений выявляется в большинстве случаев при взаимодействии органов государственной власти и местного самоуправления либо иных лиц с данным юридическим лицом уже после процедуры. С учётом сроков представления юридическими лицами отчётности всех видов, а также возникновения иных оснований для взаимодействия с ним, как правило, установление неверных сведений возможно только за пределами двухмесячного срока с момента представления таких сведений в регистрирующий орган, что в настоящее время исключает возможность привлечения к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.

Другие изменения – в статью 14.25 КоАП РФ – предполагают выделение в особую группу нарушений, которые могут совершаться при представлении недостоверных сведений при госрегистрации, а также введение санкции в виде дисквалификации не менее одного года для должностных лиц, совершающих такие нарушения повторно. Одновременно они причисляют к виду криминальных деяний представление заведомо ложных сведений в ЕГРЮЛ, внеся соответствующие изменения в статью 170.1 УК РФ. Основной предпосылкой для этого называется введение ФЗ от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» в гражданское законодательство (часть 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации) презумпции достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

«Однако придание юридической значимости таким сведениям не было обеспечено усилением ответственности за действия, направленные на умышленное представление недостоверных сведений для внесения в указанный госреестр. Уровень общественной опасности действий, направленных на подлог сведений, вносимых в единый федеральный информационный ресурс, содержащий юридически значимые данные для неопределённого круга лиц, не может являться более низким, чем за подделку и использование индивидуальных материализованных документов», – говорится в пояснении к законопроекту.

Кроме вышеперечисленного, вносятся изменения в статьи 173.1 и 173.2 УК РФ. Они направлены на уточнение термина «подставные лица». После вступления закона в силу, под этим словосочетанием будут пониматься лица, которые за вознаграждение соглашаются на регистрацию юридических лиц на их имя. Также поправками обеспечивается возможность привлечения к ответственности всех лиц, причастных к внесению в ЕГРЮЛ сведений от подставных лицах.

За предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдачу доверенности, с помощью которых будут внесены в ЕГРЮЛ сведения о подставном лице, будет взиматься штраф от 100 000 до 300 000 руб. Санкции в размере от 300 000 до 500 000 руб., а также принудительные работы или лишение свободы до трех будут назначаться за приобретение для этих же целей документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем. Напомним, действующая редакция ст. 173.2 УК предусматривает такие наказания только в том случае, если преступные действия совершены с целью осуществить незаконные финансовые операции, сделки с денежными средствами или иным имуществом.

Виновным в фальсификации ЕГРЮЛ будет запрещено на три года регистрировать новые компании. Ограничение коснется учредителей, участников общества, имеющих не менее 50 % голосов, имеющих право действовать без доверенности, а также граждан, другие компании которых имели долг перед бюджетом, ранее были исключены из ЕГРЮЛ как недействующие.

«Принятие законопроекта будет иметь благоприятные социально-экономические последствия как с точки зрения повышения удобства для пользователей государственных услуг, уровня безопасности деятельности законопослушных предпринимателей, так и с позиции снижения уровня теневого оборота в российской экономике. Проект имеет также антикоррупционный потенциал», – отмечают составители документа.

После одобрения Советом Федерации Федеральный закон был направлен на подпись Президенту РФ.

Согласно тексту законопроекта, он вступает в силу со дня его официального опубликования (за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу).