Россия (бесплатно)
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Краснодар
Москва
8 (800) 222-92-88
8 (812) 998-92-88
8 (343) 382-92-88
8 (861) 299-92-88
8 (495) 748-92-88
Телефоны в других регионах
связаться
обратный звонок
 


Минстрой объявил о завершении законодательного урегулирования сферы обращения с отходами

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России объявило о завершении разработки подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отрасль обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Последними документами, которые был приняты ранее в этом месяце, стали постановления Правительства РФ, утверждающие правила проведения торгов на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, а также правила обращения с ними.

Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утверждены Постановлением Правительства от 3 ноября 2016 года № 1133. Помимо порядка проведения торгов, они устанавливают случаи, при которых цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе определяют случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, а также порядок такого согласования. Как отмечают в Минстрое, обязательные конкурсные процедуры и процедуры согласования условий торгов позволят сохранить конкуренцию на рынке транспортирования отходов даже после прихода регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Постановление Правительства Российской Федерации № 1156, утвержденное 12 ноября 2016 года, определяет четкий порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, обезвреживания, захоронения и утилизации твердых коммунальных отходов. Им вводятся требования по складированию ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, а также устанавливаются основные требования и запреты в части раздельного сбора отходов. Кроме того, в постановлении прописан механизм действий регионального оператора при обнаружении мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, в том числе его обязанность по их ликвидации. Документом также утверждается типовая форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

«С 1 января 2018 года транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оборудованных аппаратурой спутниковой навигации, не будет допускаться. Указанные меры позволят отслеживать движение мусоровозов от контейнерных площадок до конечных объектов по переработке отходов, тем самым снизится возникновение несанкционированных свалок отходов», - напоминают в Минстрое.

В соответствие с постановлением юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора при нарушении условий соглашения с уполномоченным органом государственной власти и нарушении схемы потоков твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной территориальной схемой обращения с отходами.

«Совместно с коллегами из других ведомств мы проработали законодательную базу для нормального, открытого функционирования рынка обращения с отходами, - прокомментировал замглавы Минстроя России Андрей Чибис. - Принятые решения направлены на системные преобразования отрасли, которые должны обеспечить уменьшение негативного воздействия на окружающую среду и повышение эффективности использования ресурсов. На сегодняшний день утверждены правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, введен институт создания регионального оператора, в том числе, опубликована типовая документация по выбору регоператора, утверждены правила проведения торгов, порядок обращения с отходами. Таким образом, мы можем говорить о готовности новой системы обращения с отходами с законодательной точки зрения. Теперь важно, чтобы регионы оперативно отработали этот вопрос на местах», - добавил он.

Напомним, Федеральным законом № 458-ФЗ внесен ряд изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно поправкам, в частности, лицензируемыми видами деятельности в сфере обращения с отходами помимо обезвреживания и размещения стали являться также сбор, транспортирование, обработка и утилизация. Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года.

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности осуществляет Росприроднадзор в порядке, установленном тем же правительственным постановлением.

Помимо этого, законопроект внес изменения в Жилищный кодекс РФ. Он определил новую коммунальную услугу - обращение с твердыми коммунальными отходами, а также поставщика данной услуги - регионального оператора по обращению с ТКО, избираемого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта России на основании конкурсного отбора и проводимого в установленном Правительством порядке.

В целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, разрабатываемая в соответствии с установленными Правительством требованиями к составу и содержанию этих схем.

В рамках схемы, осуществляется, в том числе, распределение транспортных потоков ТКО от мест их образования к местам (объектам) обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, и, при необходимости, зонирование территории региона в целях выделения участков, которые планируется охватить деятельностью будущих региональных оператора (либо операторов).

Стоит отметить, что в соответствии с ч. 6. ст. 24 закона определено, что договоры, заключенные собственниками на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором.