Россия (бесплатно)
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Краснодар
Москва
8 (800) 222-92-88
8 (812) 998-92-88
8 (343) 382-92-88
8 (861) 299-92-88
8 (495) 748-92-88
Телефоны в других регионах
связаться
обратный звонок
 


Минстрой ответил на часто задаваемые вопросы о лицензировании УК

На заседании Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ прошел «министерский час», на котором на вопросы депутатов отвечал заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис. На заранее подготовленные самые часто задаваемые комитетом вопросы министерством были подготовлены ответы. Они, среди прочего, были представлены на этой встрече. Публикуем ту часть из них, которая касается процесса лицензирования и управления многоквартирными домами.

Вопрос 1

В настоящее время в регионах проведены все необходимые мероприятия, связанные с функционированием системы лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами: создана нормативная база, сформированы лицензионные комиссии, которые призваны снизить коррупционные факторы, влияющие на принятие решений по лицензированию. Однако, уже сегодня управляющие организации сталкиваются с проблемами получения лицензии.

Поступает ли к Вам информация о фактах необоснованных действий лицензионных комиссий при решении вопросов сдачи квалификационного экзамена, получения лицензии? Какие меры принимаются по ним?

Ответ:

Все поступающие в адрес Минстроя России отдельные обращения граждан с жалобами на действия лицензионных комиссий внимательно рассматриваются и проверяются, поскольку стоят на особом контроле. Анализ обращении показывает, что пока наиболее частыми поводами для жалоб являются технические сбои программного обеспечения, используемого при сдаче квалификационного экзамена. По каждому обращению Минстроем запрашивается информация непосредственно в субъекте и только по результатам ее рассмотрения принимается конкретное решение.

Вопрос 2

Федеральным законом М 255-ФЗ от 21 июля 2014 года «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельны законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» ЖК РФ был дополнен разделом Х «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами», в котором содержится норма, устанавливающая требования к процедуре формирования лицензионных комиссий в субъектах РФ. Так, в составе лицензионной комиссии не менее чем одна треть ее членов должна быть представлена саморегулируемыми организациями, общественными объединениями, иными некоммерческими организациями.

По вашей информации, как соблюдается правило о членстве СРО при формировании в субъектах лицензионных комиссий?

Ответ:

Отмечу сначала, что действующее законодательство содержит требование об участии СРО в составе лицензионных комиссии наряду с иными некоммерческими организациями. В Методических рекомендациях по формированию лицензионных комиссий, подготовленных Минстроем‚ отмечена необходимость участия представителей СРО в составе лицензионных комиссий, поскольку мы считаем очень важным участие представителей профессионального сообщества в этой работе. Отдельного мониторинга по вопросу включая представителей СРО в состав лицензионных комиссий Минстрой России не ведет, поскольку это не предусмотрено законодательством.

Вопрос 3

В Государственную Думу поступают многочисленные обращения граждан, свидетельствующие о бездействии органов государственного жилищного надзора и неправильном применении ими норм жилищного законодательства. Зачастую органы государственного жилищного надзора не знают об имеющихся у них полномочиях.

Какие меры принимаются Вами как главным государственным жилищным инспектором Российской Федерации в целях повышения профессионального управления и эффективности регионального жилищного надзора?

Ответ:

Безусловно, все поступающие в Минстрой России обращения граждан и организаций рассматриваются в установленном порядке. Кроме того, поводом для рассмотрения проблемного вопроса является не только поступление обращения непосредственно в министерство, но появление информации о наличии проблемы в социальных сетях и средствах массовой информации.

Например, недавняя рабочая поездка главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации А.В.Чибиса в Республику Удмуртию в ответ на сообщение о грубейших злоупотреблениях со стороны управляющей организации, которая «в отместку» за то, что жители приняли решение и расторгли с ней договор управления из-за многочисленных нарушений стала препятствовать и новой управляющей организации и садили жителям пользоваться общим имуществом дома, «навешала» замков на подвал, «поставила» ЧОП. При этом, со стороны региональных властей мы увидели недопустимое бездействие и практически равнодушие к проблемам людей. По результатам поездки и разбирательства на месте отстранен руководитель ГЖИ в Удмуртии.

При выявлении грубейших нарушений в адрес руководителей регионов направляются требования об отстранении руководителей ГЖИ (сейчас такие требования направлены в отношении руководителей ГЖИ Республики Тыва и Новосибирской области).

Еще в 2014 году когда начинали «запуск» процесса лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами все руководители ГЖИ сдавали квалификационный экзамен по вопросам, по которым сейчас сдают экзамены претенденты на получение лицензий. Такие экзамены все кандидаты на должность руководителей ГЖИ сдают и сейчас и мы планируем закрепить эту обязанность в нормативном акте.

Конкретные проблемы правоприменения обсуждаются на всероссийских совещаниях. В целях формирования единообразной правоприменительной практики новых норм Минстроем России готовятся и доводятся до сведения регионов соответствующие разъяснения (по вопросам лицензирования, раскрытия информации, применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг).

Создан специальный сайт жилинспектор.рф, к которому будут подключены все жилищные инспекции Российской Федерации и который станет своеобразным профессиональным форумом. Минстроем России прорабатываются дополнительные меры, направленные на повышение профессионального уровня сотрудников органов государственного жилищного надзора.

Вопрос 4

Многоквартирный дом - это, прежде всего, объект управления, обладающий определенными характеристиками. Цель деятельности по управлению многоквартирными домами - улучшить характеристики многоквартирного дома. Вместе с тем, управляющему многоквартирным домом никогда не ставилось формальных задач но стабилизации или улучшению характеристик МКД как объекта управления. Избран другой подход: мы предъявляем требования к лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, для этого и был введен институт лицензирования.

Не считаете ли вы необходимым переориентировать процесс управления многоквартирным домом с субъекта на объект, а именно оценивать качество работы управляющих организаций по тому объему услуг, которые выполнены в многоквартирном доме и привели к улучшению технических характеристик объекта?

Ответ:

Во-первых, отмечу, что без предъявления соответствующих профессиональных требований к днищу, осуществляющему управление многоквартирным домом, обеспечить надлежащее и качественное содержание этого дома невозможно. Поэтому, нельзя говорить, что, избрав путь лицензирования, мы «забыли» про дом и его содержание. Как раз наоборот, мы сделали серьезный шаг к обеспечению качественного и профессионального обслуживания дома.

Во-вторых, в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса управляющая организация в рамках исполнения договора управления обязана обеспечить его надлежащее содержание и ремонту и в дальнейшем именно соблюдение условий договора управления (наряду с иными требованиями законодательства) будет являться предметом лицензионного контроля со стороны органов ГЖИ.

Оценивать качество работы управляющей организации будут, прежде всего, собственники, а с учетом нового стандарта раскрытия информации лицами, осуществляющий управление многоквартирными домами, делать это собственникам станет гораздо легче, поскольку теперь информация, в том числе о фактически оказанных услугах и выполненных работах по дому, должна раскрываться по каждому дому отдельно.

Вопрос 5.

По мнению отдельных представителей экспертного сообщества, наиболее эффективным способом создания комфортной и понятной для граждан среды обитания является подготовка профессионалов в области управления жильем, а не повышение профессионального уровня знаний собственников. Вместе с тем, в настоящее время реализуется значительное количество проектов, направленных на разъяснение собственникам узкоспециализированных экспертов понимания функционирования жилищно-коммунального хозяйства.

Насколько оправданным Вы считаете реализуемую в настоящее время концепцию жилищного просвещения?


Ответ:

По мнению Минстрой России, для создания комфортной и понятной для граждан среды обитавши оба вышеуказанных направления являются приоритетными — и подготовка профессионалов в области управления жильем, и повышение профессионального уровня знаний собственников.

По поручению Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева и совместно с партией «Единая Россия» сегодня реализуется ряд масштабных проектов, призванных воспитать образованного собственника и жителя многоквартирного дома:

— ведет активную работу «Школа грамотного потребителя» — проект, направленный на повышение грамотности собственников жилья, а также запущен сайт, где публикуется актуальная информация о ходе его реализации: www.проектшгп.рф;

— завершается работа над учебником «Азбука ЖКХ», который станет своеобразным справочником для граждан по всем актуальным вопросам жилищно-коммунального хозяйства;

— все информационные и справочные материалы о сфере ЖКХ для потребителей будут размещаться в открытом доступе на специальном сайте в сети Интернет;

— для простоты и скорости пользования планируется запуск приложения для мобильных устройств, доступно и понятно обучающего граждан правам и обязанностям в сфере ЖКХ;

— запущен сайт жилинспектор.рф, на котором все граждане смогут задать вопрос жилинспектору своего региона и получить на него исчерпывающий и быстрый ответ;

— создана бесплатная онлайн-игра «ЖЭКА» для социальных сетей, позволяющая в увлекательной форме осваивать современные технологий энергосбережения и узнавать о способах уменьшения платежей за жилищно- коммунальные услуги.

Минстрой России осуществляет активную информационную работу, направленную на создание открытого диалога по вопросам ЖКХ между государством и гражданами. Комментарии и интервью в СМИ, пресс-релизы, личный прием — все это направлено на формирование максимально доступного и комфортного информационного поля в сфере ЖКХ для жителей Российской Федерации.